Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Марш "Живио!"
Živio! Marsch
mp3, 64 кбит/с, 1,49 Мб 3:20
Комментарий
Питер Кемп:
""Праздник яблок" был единственной сценической работой Иоганна Штрауса, которая печаталась у Густава Леви (1824-1901), его старого друга со школьной скамьи. Оперетта, действие которой происходит на сербском юге Венгрии, вышла на сцене венского театра "Ан дер Вин" 12 октября 1894 г. и знаменовала начало масштабных празднований в честь 50-летия удачного дебюта Иоганна Штрауса-младшего в качестве композитора и дирижёра в хитцингском казино Доммаера.
Несмотря на долгую дружбу Штрауса и Леви их сотрудничество над "Праздником яблок" было строго между композитором и издателем. На Иоганна с ревностью - не всегда несправедливой - смотрели другие издатели: его отношения с Карлом Хаслингером, у которого он печатался раньше, разрушились, по мнению Иоганна, из-за крохоборства партнёра; и похожие ссоры портили его работу с Леви над юбилейной опереттой. По условию контракта, которое выторговал Леви, помимо написания собственно оперетты Иоганн обязывался создать оркестровый вальс (соч. 455, "Ты мне нравишься") из тем "Праздника яблок". Перечитав партитуру произведения, композитор летом 1894 г. сообщил издателю, что, по его мнению, там хватало материала, чтобы дополнительно сделать "две превосходные быстрые польки, французскую польку или равную ей по качеству [и] крайне эффектную кадриль. Возможно, я даже смогу выдать польку-мазурку". За каждую пьесу он потребовал гонорар в 300 гульденов, как всегда получал от предыдущих издателей: К. А. Шпины и Кранца, добавив, что ему требуется два месяца на составление и оркестровку четырёх пьес. Леви отказался оплачивать Штраусу дополнительные работы, хотя последний считал, что "материал - если его хорошо отделать - может принести тебе много денег. Я оцениваю дополнения как более выгодные, чем те, которые получились из "Цыганского барона" [1885]". Штраус яростно отверг встречное предложение Леви: "Более того, я не могу также позволить, чтобы танцевальный номер, инструментованный кем-то другим, выходил под моим именем... Каждое танцевальное произведение может выйти на публику только с именем аранжировщика или оркестровщика на титульном листе". (Письмо от 2 сентября 1894 г.)
Позже Леви назначил проверенного дирижёра и композитора Луиса Рота (1843-1929) для составления других вещей на основе "Праздника яблок"; лично Штраус пересматривал и корректировал их только перед выходом фортепианного переложения. Из начального предложения Иоганна о двух быстрых польках, французской польке и кадрили (в добавление к вальсу) на самом деле получилась быстрая полька "Комитат уходит в небо!", (соч. 457), французская полька "Потанцуй с метлой!" (соч. 458), полька-мазурка "Подсолнух" (соч. 459), кадриль "Праздник яблок" (соч. 460) и, определённо, одно из самых весёлых сочинений композитора в темпе марша: замечательный "Живио!" Название работы и вторая тема (2В) трио-секции взяты из секстета (№4) в I акте: "Wir trinken Živio", где звучит сербохорватский тост, соответствующий венскому "Прозит!" ("Процветай!") или "Твоё здоровье!"
Другие темы марша "Живио!" могут быть услышаны в оперетте в следующие моменты:

Темы 1А и 1В - в куплетах Йошко (№12) во II акте: "Wo die Chroniken vermelden" ("Где хроники рассказывают") и "Alle uns're Ahnen" ("Все наши предки")

трио-2А - в финале I акта (№8) в хоре "Ei, wohl Einer von Allen wird mein Schatz" ("Ай, пожалуй, один из всех станет моим сокровищем").

Поскольку марш "Живио!" печатался только в фортепианном переложении, а оркестровой версии не появилось, Штраус-оркестр не смог исполнить его премьеру. Марша не было и в концертах Эдуарда Штрауса в лондонском сезоне-1895, хотя он играл вальс "Праздник яблок" (соч. 455), вступление к III акту оперетты (под названием интермеццо) и оркестровую версию опереточных куплетов (видимо, из II акта, №12, "Куплеты с картинками")".


назад