Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Там, где цветут лимоны"
Wo die Zitronen blühen
mp3, 32 кбит/c, 2,01 Мб, 8:47

Комментарий
Вальс очень романтичный, но известный недостаточно широко. С ним связаны мои приятные воспоминания. В своё время, когда моя коллекция музыки Штрауса замкнулась на двух десятках произведений, этот вальс стал своеобразным прорывом после долгого времени без обновления фонотеки. (Многие могут вспомнить кассету или диск: где роскошно одетые господин и дама то ли вальсировали, то ли чокались шампанским; помимо Иоганна Штрауса среди музыки были Рихард Штраус, Чайковский и Сибелиус). Название заимствовано у Гёте.
Затем однажды мне попался баннер с лозунгом: "Там, где живут сайты". От неожиданности я вздрогнул. Я не мог бы до того подумать, чтобы в интернете, где, казалось, нет ничего кроме кричащих новостей, технических характеристик и глупой рекламы, мне вдруг встретится баннер с таким прозрачным намёком на любимую мною строчку.

Питер Кемп пишет о вальсе нижеследующее.
"Вальс "Там, где цветут лимоны",  сочинение 364, написан в 1874 году. Штраус сочинил его в ходе турне по Италии, где он путешествовал с оркестром Лангенбаха из Германии, а представил свою работу в Турине, в Театро-Реджо 9 мая 1874 г.
Вальс родился после удачной премьеры "Летучей мыши", и Штраус сначала назвал его "Bella Italia" ("Прекрасная Италия") для  итальянской аудитории, а потом переименовал его аллюзией к роману Гёте "Годы учения Вильгельма Майстера": "Знаешь ли землю, где цветут лимоны?"
Вальс, как и многие другие тех лет, начинается с интродукции, затем идут три двучастные секции и кода, вместо обычных пяти двучастных секций. Такой структурой отличается большинство его поздних вальсов, хотя это и не стало у него постоянным почерком.
Произведение начинается со спокойного образа в соль-мажоре с внутренним соло скрипки, наполняющим всю интродукцию. Серия громких аккордов начинает первую секцию. Вторая секция более оживлена с красивой 2-й частью в ре-мажоре. Мечтательная природа вальса продолжается в такой же скромной третьей секции. Бурная кода напоминает прозвучавшие мелодии, а первая вальсовая секция изящно возвращается. Ближе к концу этого спокойного сочинения соло скрипки поёт последние такты, а потом вальс переходит в форте и заканчивается на блестящей ноте под рокот литавр".


назад