Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Вильгельмина"
Wilhelminen-Quadrille
mp3, 64 кбит/c, 2,18 Мб, 4:52
Комментарий
Питер Кемп:
"В ходе венского карнавала-1847 казино Доммаера в пригороде Хитцинге стало привлекательным местом для благородных и часто молодых венок в поисках романтической атмосферы, который создал Фердинанд Доммаер в небольшом, но изящно отделанном и хорошо освещённом здании, которое в дальнейшем обзавелось превосходной кухней и винным погребом, чтобы удовлетворить самых привередливых гурманов. В те дни посетителям казино Доммаера гарантировалось и превосходное музыкальное развлечение, обеспеченное оркестром под управлением 21-летнего Иоганна Штрауса-младшего, сына императорского "гофбалмузикдиректора" Иоганна Штрауса-старшего (1804-49).
Успех Иоганна-младшего в заведении Доммаере можно оценить по сообщению в "Вандерере" от 19 января 1849 г., через два дня после выступления на первом в том году "Балу гармонии". "Приятная, свежая музыка герра Штрауса-сына заставила каждого танцевать, и даже те, кто не танцует, находили удовольствие в звучании прекрасных мелодий". В тот день Иоганн не преставил публике никаких новых сочинений, но 4 февраля 1847 г. газета "Гегенварт" сообщила, что "в среду 10 февраля у Доммаера в Хитцинге герр Веберсфельд проводит бал по подписке. Герр капельмейстер Иоганн Штраус-сын будет дирижировать и специально к балу уже сочинил новую кадриль под названием "Вильгельмина".
Со своей обычной любезностью Штраус назвал новую кадриль в честь Вильгельмины фон Веберсфельд, жены высокородного учителя танцев Эдуарда Эдлера фон Веберсфельда (1812-47), который устраивал бал по подписке у Доммаера. Через семь месяцев после бала, в октябре 1847 г., Эдуард фон Веберсфельд скончался. Во влюблённой в танцы Вене середины XIX века такие преподаватели пользовались большим уважением, даже маленькие дети знали их имена: Бретель, придворный учитель танцев, Захария Зедини (1780-1862); Франц Рабенштайнер (1810-59); Адам Рабель (1800-62) и многие другие обрели бессмертие в вальсе Иоганна Штрауса-отца "Учителя танцев" (соч. 135, 1841 г.). В начале 1840-х популярный лихой галоп стал уступать место прелестной и более компанейской кадрили, которая пришла из Франции, но изменилась у венцев, танцевавших не пять "фигур", как в Англии и Франции, а шесть. Учителя танцев повсюду преподавали новый "наплыв", и выор Иоганна-младшегов пользу кадрили с посвящением Вильгельмине фон Веберсфельд был во многом предопределён.  Событие, видимо, принесло скромный доход: из сообщения в "Венской всеобщей театральной газете" от 4 ноября 1847 г. явствует, что несмотря на благородноепроисхождение мужа Вильгельмина осталась в "стеснённых обстоятельствах" и была вынуждена давать уроки фортепиано.
Первое издание фортепианного переложения кадрили "Вильгельмина" вышло в издательстве Х. Ф. Мюллера без посвящения на стыке августа и сентября 1847 г. Хотя издатель позже и прорекламировал "точные копии" оркестровой партитуры кадрили, похоже, что ни одна не сохранилась".


назад