Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс (в силе лендлера) "Народные певцы"
Volkssänger. Walzer im Ländler-style
mp3, 64 кбит/c, 3,68 Мб, 8:12
Комментарий
Питер Кемп:
"Иоганн Штраус с большим эффектом продемонстрировал музыкальную разносторонность при помощи сочинений, которые представил летом 1852 г. Марш саксонских кирасир (соч. 113) и марш "Венский праздничный привет" (соч. 115), идеи которых были подсказаны событиями при императорском дворе, полностью контрастируют с сочинениями наподобие изящной Аннен-польки (соч. 117) и вальсов "Песни любви" (соч. 114) и "Подсадные птицы" (соч. 118), которые переполняются венским уютом (Gemütlichkeit) - это слово требует соответствующего перевода на английский язык, но напоминает о "старомодном" ощущении уюта и радушия. К этой второй группе сочинений принадлежит ещё одно сочинение Иоганна от 1852 г.: вальс в стиле лендлера "Народные певцы". Название отдаёт дань странствующим исполнителям народных песен, и мужчинам, и женщинам (к сожалению, буквальный перевод с немецкого вызывает картинку, ограниченную представлениями конца XX века), которые ходили по стране вдоль и поперёк с репертуаром не только из настоящих "венских песен", народных песен того времени, но и с песнями на основе новых танцевальных мелодий, к которым уличные певцы добавляли стихи (см. вальс "Вена, моя душа", соч. 192). Так певцы Ана Ульке, Иоганн Фюрст и Иоганн Баптист Мозер, а равно и другие, помогали распространять и популяризовать мелодии венских сочинителей танцев.
Много лет в ежегодном приходском празднике венского пригорода Гернальса участвовали представители династии Штраусов, представляя один за другим новые танцы: от Иоганна-старшего - вальсы "Деревенская знать" (соч. 182) и "По-деревенски, пристойно!" (соч. 198), От Иоганна-младшего полька "Вёслау" (соч. 100) и вальс "Ночные бабочки" (соч. 157) и дебютный вальс Иосифа "Первые и последние" (соч. 1). Все эти работы впервые исполнялись в казино Унгера, владелец которого традиционно устраивал большой бал, чтобы отметить праздник прихода. И для бала у Франца Унгера в казино Иоганн написал вальс "Народные певцы", который исполнил со Штраус-оркестром. Казино Унгера гордилось большим изысканным садом и танцевальным залом, и оба были тесно забиты в тот вечер, когда проходил праздник, затянувшийся до трёх утра. Иоганн должен был быть боле чем удовлетворён заметкой о новом вальсе, которая появилась в "Венской театральной газете" 1 сентября 1852 г.: "Это его последнее сочинение превосходно соответствует названию. Оно содежит чистые, сильные мелодии, песни народа, очаровательные, острые темы, блестяще инструментованные и превосходящие его ранние произведения не только в мелодии, но и в эффекте. С таким превосходством, понятно, Штраусу пришлось повторить вальс на бис пять раз по требованию яростных аплодисментов. И ещё понятнее, что неистощимо энергичному маэстро нечего бояться соперников. Он купается во всеохватной благосклонности публики".
Вальс  "Народные певцы" сохранил популярность, и среди поклонников был и дирижёр Ганс фон Бюлов (1830-94). 2 июня 1889 г., через 37 лет после рождения вальса, он писал Иоганнесу Брамсу в связи с ангажементом на гамбургскую выставку: "Я составил программу по местным условиям. Только немецкие имена, ничего особо тяжёлого или зимнего - каждый день пьеса побольше или поменьше из Вас и Мендельсона - также симфонийка гамбургского [К. Ф. Э.] Баха, впрочем, для гармонии со старым зданием два старых вальса Штрауса-младшего: "Народные певцы" и "Крылья Феникса"". Фон Бюлов был адресатом посвящения "Крыльев Феникса" (соч. 125), написанных в 1853 г.; в том же году Штраус исполнял марш из музыкального сопровождения к "Юлию Цезарю", это было одно из произведений Бюлова в репертуаре Штраус-оркестра".


назад