Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
"Весенние голоса"
Frühlingsstimmen
mp3, 32 кбит/с, 1733 кб, 7:13
Комментарий
Широко известный симпатичный вальс.

Наксос (и Питер Кемп) пишут о нём.
Зимой 1882/83 годов Иоганн Штраус получил предложение сочинить вокальный вальс для уроженки Гейдельберга колоратурного сопрано Бьянки Бианки (1855-1947, настоящее имя - Берта Шварц), которая на тот момент была невероятно популярной певицей Венской придворной оперы. Премьера вальса была назначена на 1 марта 1883 года на большом дневном благотворительном представлении в театре "Ан дер Вин" в пользу фонда помощи императора Франца Иосифа и императрицы Елизаветы нуждающимся австро-венгерским подданным в Лейпциге. Штраус после успеха его хоральных вальсов был очень воодушевлён возможностью написать вальс для солирующего голоса. Либреттист Рихард Жене, с которым композитор в тот период работал над опереттой "Ночь в Венеции" (1883), письменно обязался сочинить слова к вальсу. Таким образом, он тоже отвечал за вокальную часть нового произведения.
Поздней осенью 1882 года Будапешт, город-побратим Вены по Дунаю, принимал Иоганна Штрауса с премьерой новой оперетты "Весёлая война" (1881). Вместе с ним впервые выступала Адель Штраус (урождённая Дойч), молодая вдова, которая позже стала его третьей женой. По свидетельству современников, на одном из частных вечеров, устроенных в его честь, Иоганн дал импровизированный концерт и сыграл на фортепиано в четыре руки с другим гостем - Ференцем Листом. Эти люди хорошо знали друг друга уже более тридцати лет (Штраус в январе 1856 года посвятил вальс "Прощальные возгласы", соч. 179, Листу) и встречались много раз. Высока вероятность того, что именно на том вечере и возникла мысль написать вальс "Весенние голоса", который по всеобщему мнению отнюдь не типичный вальс для скрипки, но, скорее, для фортепиано.
В феврале следующего года Штраус снова приехал в Будапешт, чтобы дирижировать представлением "Весёлой войны", и 4 февраля снова встретил Листа в гостях на суаре у венгерского писателя Густава Тарноци. Газета "Фремденблатт" от 7 февраля среди других поместила сообщение, перепечатанное из венгерской прессы, об импровизированном концерте на том приёме. Вечер начался с "Юбилейной увертюры" Вебера в исполнении фортепианного дуэта Листа и хозяйки дома. "Штраус переворачивал страницы. После этого Штраус присел к фортепиано и сыграл последние, ещё не опубликованные сочинения. [В другом сообщении напрямую говорится о вальсе "Бианки"!] После концерта последовала партия в вист, где Лист и Штраус играли против месье Морица Вальмана и Игнаца Брюлля; как всегда, удача улыбнулась владыке рояля [Листу]. Суаре завершилось танцами, начало которых объявил Штраус, сев за рояль и заиграв свои вальсы. Потом цыганский оркестр играл до четырёх утра.
Иоганн получил заслуженную похвалу за вальс "Весенние голоса" и в феврале уведомил заинтересованные стороны через Кранца о публикации. Один экземпляр он послал даже члену императорской фамилии эрцгерцогу Вильгельму Францу Карлу, который 17 февраля ответил "дорогому Штраусу" с благодарностью за "изысканный и успешный концертный вальс". Он продолжал: "Вчерашним вечером я не мог насытиться, играя эти пленительные мелодии, и начинал снова и снова da capo. Пожалуйста, числите меня среди самых пылких и старых поклонников ваших музыкальных произведений; ваш благодарный эрцгерцог Вильгельм".
Иоганн Штраус лично дирижировал театральным оркестром на премьере "Весенних голосов" 1 марта в театре "Ан дер Вин", и публика приняла исполнение так положительно, что Бьянка Бианки повторила вальс на бис. "Новая свободная пресса" от 2 марта 1883 г. подчёркивала "блестящую виртуозность Бианки и говорила о новой работе: "Произведение, которое почти непрерывная последовательность колоратуры, стаккато и трелей, не столько танец, сколько концертная вещь, которую колоратурные певцы всех стран должны немедленно взять в свой репертуар". Другие критики проявили меньше энтузиазма; "Фремденблатт" находила вальс "слишком французским", "Ди прессе" посчитала его "слишком несерьёзным", а "Стража на Дунае" развенчала новое произведение как "абсолютно посредственный, слишком расточительный на колоратуру, не очень мелодичный весенний вальс". С другой стороны, Бианки оценила подлинное качество "Весенних голосов" и через восемь дней спела его как вставной номер в опере Делиба "Так сказал король" в венском придворном оперном театре. Позже она исполняла его как дополнительный номер в "Севильском цирюльнике" Россини. Таким образом, "Весенние голоса" стали первой собственной работой Иоганна Штрауса, которая прозвучала в венской придворной опере, если не считать 11 декабря 1879 г., когда он исполнил собрание обработок музыкальных воспоминаний "Старая и новая Вена", начинавшееся с симфонии Гайдна.
В простой оркестровой версии вальс "Весенние голоса" впервые прозвучал 18 марта 1883г., когда брат композитора Эдуард Штраус дирижировал Штраус-оркестром на одном из обычных воскресных послеполуденных концертов в Золотом зале венского Музикферайна. Эта премьера такжа прошла с большим успехом и требованием на бис.
Более позднее издание "Весенних голосов" у Штрауса несёт посвящение Иоганна близкому другу - пианисту Альфреду Грюнфельду (1852-1924), которого драматург и театральный критик Пауль Линдау считал "величайшим мастером исполнения музыки Штрауса, имеющим всё, что требовалось: бархатное прикосновение, феноменальную технику, чудесный пламенный ритм и вдохновенный темперамент всех австрийцев". Штраус со всей скромностью сказал об исполнении работы Грюнфельдом: "Не так красив вальс по себе, как твоя игра". (Вальс в исполнении Грюнфельда случайно оказался сохранён для потомков на валике к фортепиано "Вельте-Миньон".) Популярность "Весенних голосов" Иоганна в Вене увеличивалась и дальше: их играли разные военные оркестры, и также исполнял мастер художественного свиста "барон Жан", который выступал на концертах прославленного квартета Шраммеля.


назад