Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
"Ускоряющийся вальс" (буквально: "Ускорения")
Accelerationen, Walzer
mp3, 32 кбит/с, 2540 кб, 10:35
Комментарий
Мелодичный, приятный вальс.

Наксос и Питер Кемп.
"Человек, у которого никогда не было мыслей, не может создать вальс - хотя оперы и симфонии прошлого писались в таких обстоятельствах..."
Острое замечание Эдуарда Ханслика особенно подходит к вдохновенному вальсу, который молодой Иоганн Штраус написал для бала студентов-инженеров Венского университета, устроеннего в великолепном зале Софиенбад на день Святого Валентина [какая пошлость этот праздник - А.З.] 1860 года. Выбор названия, сделанный Иоганном для нового вальса, "Ускорения", был одним из самых очевидных в большом словаре инженерской профессии; и в интродукции, и в начале самого вальса он [Штраус - А.З.] создал прекрасный образ мощной машины. Первое фортпианное издание работы, напечатанное Карлом Хаслингером 1 июня 1860 года, несёт посвящение: "Господам студентам инженерного факультета Венского университета" и сопровождаётся иллюстрированной обложкой, на которой изображается идея ускорения: Зефир (древнегреческий бог западного ветра), колёсный пароход, воздушный шар с горелкой, паровоз и телеграфные провода.
Сочинение, совершенно спонтанно возникшее у композитора, стало предметом анекдота, который есть в таких краеугольных камнях штраусоведения, как биографические книги Рудольфа Фрайхерра фон Прохазки (1900), Эриха Вильгельма Энгеля (1911) и Эрнста Десси (1922). Согласно преданию, утром 14 февраля 1860 года измотанный Иоганн восстанавливал силы стаканчиком вина после целой ночи дирижирования на балу в зале Софиенбад. К нему подошёл один из устроителей бала инженеров и спросил, закончил ли маэстро вальс, который обещал дать к празднику предстоящим вечером. Поняв, что про вальс он совершенно забыл, Штраус за полчаса набросал ноты на обороте меню. [Это описывается и у Мейлиха - А.З.] Когда эта история позднее, уже где-то в 1890-х, дошла до самого Иоганна, он опровергнул её. Хотя он (и Иосиф Штраус) и вправду провёл всю ночь 13/14 февраля 1860 года в зале Софиенбад, вместе с братом дирижируя "Балом чудовищ", и, поскольку из трёх братьев Штраусов он быстрее всех оркестровал музыку, он сказал с достаточным основанием: "Вполне могло случиться, что когда-то я действительно набросал основную мысль вальса на обратной стороне меню, но даже я не мог написать вальс, моргнув только глазом".
Критик из "Венской всеобщей театральной газеты" 16 февраля 1860 г., сообщая о бале студентов-инженеров, обратил внимание на то, что присутствовало "весьма избранное общество. Помещение, не слишком заполненное, позволяло танцующим дамам и кавалерам предаваться сердечному удовольствию, для которого Иоганн Штраус к этому вечеру написал вальс "Ускорения", потребованный к повторению несколько раз, потому что он был создан со значением". Превознося работу двух братеьв Штраусов в выпуске от 6 марта 1860 г., театральная газета "Цвишен-Акт" писала об их сочинениях для карнавала: "Каждая из этих пьес содержит множество очаровательных мелодий, и трудно сказать, какая более успешна. Если нам нужно выбрать только одну, то это будут пылкие "Ускорения", которые одинаково хороши и для музыканта, и для танцора. Слова обозревателя "Цвишен-Акта" Ойгена Айзерле отозвались эхом в мыслях немецкого композитора и писателя Петера Корнелиуса (1824-74), который в 1861 г. жил и работал в Вене. В середине марта того года после визита в зал "Дианабад" он написал доверенному лицу - Марии Гертнер: "Мы ужинали, слушали Штрауса, замечательный вальс в соль-мажоре. [Карл] Таузиг сказал, что это были "Горячие источники". Хотелось бы, чтобы ты услышала их и "Акцелерации" [sic!]! Также красивы "Волны и валы" и многие другие. Мне очень нравятся эти вещи".
Вальс "Ускорения", естественно, вошёл в репертуар Штраус-Оркестра и по праву звучит на венских концертах по наши дни. Позже, благодаря его успеху, был написан даже мужской хор на его мотив; он назывался "Время - деньги!", аранжировал его Виктор Кельдорфер (1873-1959), а слова написал доктор Густав Майер. Примечание к этому изданию повторяет анекдот о создании вальса. В 1940 году "Ускоряющийся вальс" пережил второе рождение: почти в полном составе, кроме секций 4А и 5А, он звучит в стилизованном балете Антала Дорати "Выпускной бал", где под него разворачивается начальная сцена "Вступление и собрание девочек".


назад