Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Умная Грета
Klug Gretelein, Walzer
mp3, 64 кбит/с, 3,75 Мб, 8:22

Комментарий
Питер Кемп:
"В январе 1895 г. влиятельное венское "Общество друзей музыки" отмечало 25-ю годовщину открытия нового здания на живописном берегу речки Вены. Великолепное красно-жёлтое здание Музикферайна сегодня находится на площади Карлсплатц (реку спрятали под землю), его автором был датский архитектор Теофил Хансен (1813-91), который также построил венские парламент и биржу.
Празднование серебряного юбилея здания включало в себя, хотя и с опозданием, праздничный вечер 18 апреля 1895 г. в "Золотом зале" Музикферайна (где с 1939 г. проходят новогодные концерты Венского филармонического оркестра). Штраус-оркестр под управлением Эдуарда Штрауса представил разнообразную программу с несколькими солистами, а также обеспечил музыкой "Юбилейный бал", который прошёл сразу после этого. Собственно концерт закончился премьерой вокального вальса, который Иоганн Штраус сочинил специально к случаю, и к которому либреттист А. М. Вильнер (с ним Штраус позже написал неудачную оперетту "Богиня разума", 1897 г.) добавил текст в стиле (довольно сомнительном) сказки. В самый последний момент сопрано Паула Марк, солистка венской придворной оперы, заболела, и её место заняла концертная певица Ольга Тюрк-Рон. Очень мелодичной и одухотворённой музыкой дирижировал сам Штраус, она заслужила наивысшую похвалу за зрелую и пылкую оркестровку. Удивительно, но вальсу не удалось закрепиться в репертуарах сопрано подобно тому, как это получилось у более раннего вокального концертного вальса "Весенние голоса". Даже оркестровая версия "Маленькой Греты" в репертуаре Штраус-оркестра пребывала недолго и через определённый срок после премьеры о ней забыли.
Издательский дом Эмиля Берте и компаньонов позже напечатал варианты вальса для полного оркестра, камерного, духового, для фортепиано соло и для фортепиано с вокалом. Иллюстрация на титульном листе обоих фортепианных изданий изображала сцену из сказки Вилльнера, её нарисовал художник и декоратор Франц фон Байрос (настоящее имя Вильшельм Франц Иосиф, маркиз де Байрос) более известный в качестве мастера эротических картинок к книгам. Он также написал маслом известную картину "Вечер у Иоганна Штрауса", которую жена Иоганна Адель заказала в качестве подарка мужу на день рождения в 1894 г., и на которой Байрос изобразил и себя. Летом 1895 г. Байрос (1896-1924) обручился с приёмной дочерью Штрауса Алисой. В следующем феврале пара обвенчалась, но брак оказался несчастливым и короткоживущим. Мать Алисы Адель Штраус оказалась так рассержена, что распорядилась написать на картине другое лицо поверх Байроса.
Хотя печатные издания "Маленькой Греты" выходили без посвящения, на рукописи нот и стихов есть надпись, сделанная самим композитором: "Посвящается Обществу друзей музыки, апрель 1895 г. Иоганн Штраус". Помимо того у рукописи, которая сейчас хранится в архиве Общества, есть примечательное отличие от напечатанных версий. Штраус собирался назвать сочинение "Умная Гретельхен", а не "Умная Гретеляйн" (хотя оба названия означают умную маленькую Грету), оригинальное название поставлено им на рукописи. Очевидно, издательское название не понравилось композитору, потому что на своём экземпляре версии для фортепиано с вокалом он зачеркнул суффикс "-айн" и написал суффикс "-хен". Более того, стоит упомянуть, что когда Эдуард Штраус представлял симфоническую версию вальса лондонской публике в Имперском институте 11 июля 1895 г., напечатанная в "Таймс" от 11 июля программа называла вальс: "Умная Гретхен", рекламируя первое исполнение вальса в "специальной аранжировке только для оркестра". Поскольку оркестровое переложение не звучало в Вене до 20 октября 1895 г., когда Эдуард продирижировал им под тем же самым названием "("Умная Гретхен") на воскресном концерте в Музикферайне, похоже, что британское исполнение и вправду было премьерой".


назад