Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Триумфальный марш
Triumph-Marsch
mp3, 64 кбит/c, 2,28 Мб, 5:05
Комментарий
Питер Кемп:
"По разным причинам величавый "Триумфальный марш" Иоганна Штрауса-сына является музыкальным курьёзом среди его ранних сочинений. Во время создания марша, вероятно, поздней осенью или зимой 1849 г., постоянным издателем Штрауса в Вене был Пьетро Мекетти, деловое сотрудничество с которым началось в январе 1845 г. вальсом "Эпиграммы" (соч. 1) и несмотря на некоторые перерывы в 1846-49 длилось вплоть до вальса "Песни Радаманта" (соч. 94) в конце сентября 1851 г. По какой-то причине, пока неизвестной, не Мекетти, а его конкурент Карл Хаслингер напечатал фортепианное переложение "Триумфального марша" Штрауса в январе 1850 г., хотя официальное долгосрочное соглашение с молодым композитором Хаслингер заключил только в сентябре 1851 г. Хаслингер представил "Триумфальный марш" 5 января 1850 г. в самом начале своего "Музыкального телеграфа"; еженедельного вестника, который в 1850 г. говорил о себе, как о "сборнике интересных музыкальных пьес разных композиторов".
Также неясна и причина, по которой Иоганн сочинил "Триумфальный марш". Почти весь 1849 г. 23-летний капельмейстер использовал каждую возможность, чтобы засвидетельствовать верность молодому императору Францу Иосифу, чтобы поправить музыкальную карьеру после поддержки борцов за свободу и права - студентов и национальной гвардии - во время венской революции 1848 г. Логично, что идея сочинения марша родилась не у самого Иоганна, а у молодого Карла Хаслингера: издательский дом Хаслингера до того напечатал много "Революционных сочинений", которые теперь изымались из продажи. Поэтому в начале 1850 г. как Карл Хаслингер, так и Иоганн Штраус были заинтересованы в объявлении лояльности восстановленному порядку в имперской столице, которая теперь управлялась военными и страдала от режима чрезвычайного положения, введённого в 1848 г. Если восстановление политической стабильности в Вене и не было достаточным стимулом для "Триумфального марша", то другие события империи Габсбургов в 1849 г. вполне давали повод для празднований Австрии: среди них может быть победоносная кампания фельдмаршала Радецкого в Италии, пиком которой стала решающая мартовская победа в Новаре над сардинским королём; а также подавление революции в Венгрии австро-российскими силами, что привело к капитуляции венгерской армии в августе. Общее настроение было подмечено "Венской всеобщей театральной газетой", которая 12 января 1850 г. объявила: "Военные бури унеслись, и золотой мир, вестник благословения, парит над лугами нашего драгоценного отечества; стремительные волны яростного возмущения затихают всё дальше..."
Неизвестно, когда "Триумфальный марш" Иоганна Штрауса прозвучал впервые. Самое раннее упоминание об исполнении работы появилось в "Страннике" от 16 января 1850 г., в рекламе благотворительного концерта в венском Фольксгартене после полудня 17 января (на следующий день). Событие объявлялось как "Праздничное суаре по человеколюбивым побуждениям его превосходительства военного и гражданского губернатора и фельдцейхмейстера [барона Франца Людвига] фон Вельдена [1780-1853] к жителям Вены щедро дать их нуждающимся ближним". Программа включала три работы Штрауса-отца и четыре - сына, в т. ч., и "Триумфальный марш". Работа в объявлении называлась просто "новой", что говорит о премьерном исполнении незадолго до того. Поскольку ещё две работы Штрауса в программе также названы новыми: вальс "Добродушные" (соч. 70) и кадриль "София" (соч. 75), а обе они впервые прозвучали в зале "Софиенбад" 13 января 1850 г., премьера "Триумфального марша" тоже должна была пройти в это время, возможно на празднике в казино Доммаера 1 января 1850 г.
Очевидно, что окрестровая партитура "Триумфального марша" уже существовала ко времени исполнения работы в январе 1850 г., хотя и нет данных о её издании у Хаслингера.


назад