Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Трилистник"
Trifolien-Walzer
mp3, 32 кбит/с, 2,32 Mб, 10:36
Комментарий
Питер Кемп:
"1 ноября 1864 г. 21-летний претендент на титул короля вальсов Карл Михаэль Цирер (1843-1922) дирижировал премьерой своего вальса "Танцующие братья" (соч. 28) в венском зале "Дианабад" ("Ванна Дианы"). Издатель Цирера Карл Хаслингер, который ещё недавно был издателем братьев Штраусов, пока две стороны не разделила ссора, своевременно объявил о выходе фортепианного переложения всего через месяц, 3 декабря 1864 г. Можно ли предположить, что название вальса Цирера подбросило идею изобретательному уму предприимчивого Иоганна Штрауса, и идея перешла в объявление, которое появилось в "Новой свободной прессе" 19 декабря: "Братья Штраусы работают над вальсом "Трилистник" для бала "Геспера" 13 февраля [1865] в Дианазале"?
Все братья Штраусы состояли в венском союзе художников "Геспер", и хотя Иоганн и Иосиф порознь сочиняли музыку для предыдущих праздников "Геспера", "Трилистник" стал первым случаем, когда Иоганн, Иосиф и Эдуард совместно работали над одним произведением. 15 февраля 1865 г., через два дня после бала "Геспера" газета "Фремден-блатт" ("Иностранный листок") отметила, что новый вальс Штраусов встретил "оживлённые аплодисменты" на премьере, где дирижировать перед Штраус-оркестром выпало младшему брату - Эдуарду. Первое публичное исполнение "Трилистника" последовало 19 февраля 1865 г., когда Штраус-оркестр исполнил его на концерте Иоганна, Иосифа и Эдуарда в венском Фольксгартене.
Согласно "Венской газете" от 15 февраля 1862 г. внутренняя обложка танцевальной программы, напечатанной для бала "Геспера" представляла "очаровательный рисунок, трёх гномов, пытающихся извлечь музыку из контрабаса"; один сидел верхом на плечах инструмента, а два других работали смычком. Наверное, указывая на порядок, в котором Штраусы создавали произведение, неизвестный художник разместил гномов от старшего к младшему. Очевидно, это та самая картинка, которая украшает первое фортепианное издание "Трилистника", которое издательский дом К. А. Шпины отправил продавцам нот 17 февраля 1865 г. Вальс несёт посвящение композиторов союзу худжожников "Геспер".
"Трилистник" не вызвал всеобщей приязни несмотря на "оживлённые аплодисменты", засвидетельствованные "Иностранной газетой". В доказательство субъективности музыкальных оценок критик из "Венской газеты" 15 февраля 1865 г. привлёк внимание к трём гномам на программках "Геспера" и написал: "Если это было пророчество о вальсе "Трилистник", недавно созданном тремя братьями Штраусами, то оно подтвердилось слабым успехом объединённых усилий братьев.
При сочинении "Трилистника" братья разделили участки работы поровну: Иоганн (1825-99) создал вальс №1, Иосиф (1827-70) - вальс №2, а Эдуард (1835-1916) сделал вальс №3, интродукцию и умно придуманную коду. Трёхчастный вальс оказался коротким, и Иоганн Штраус позже вспоминал, что "Трилистник" в том виде, в каком он был представлен К. А. Шпине, выглядел слишком маленьким, поэтому братьям пришлось расширять свои вальсы. Это объясняет нетипичную вальсовую форму "Трилистника", в котором каждая вальсовая секция имеет собственное трио. Пленительная особенность "Трилистника" в том, что позволяет слушателю оценить различные стили братьев, отпечатавшиеся в музыке; например, "плавающая" мелодия в трио вальса №2 может принадлежать только Иосифу. Немецкое название вальса "Trifolien" происходит от латинского "Trifolium", что означает траву с тройными листьями, но в данном случае подразумевается именно трёхлистный клевер, Trifolium pratense. Это аллюзия от тройного клеверного листка к работе братьев Штраусов втроём. Жаль, что после этого Иоганн, Иосиф и Эдуард только однажды создали ещё одно музыкальное произведение втроём: это была "Кадриль стрелков" лета 1868 г."


назад