Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Смотри, кому доверяешь!"
Trau, schau, wem! Walzer
mp3, 32 кбит/с, 2,46 Мб, 10:46
Комментарий
Питер Кемп.
30 января 1895 года немецкий портретист Франц фон Ленбах (1836-1904) написал Иоганну Штраусу в Вену письмо следующего содержания: "Наиглубочайше уважаемый Маэстро! Прослушав Вашу божественную музыку к прелестной "Летучей мыши", я в очередной раз укрепился во мнении, что мне следует обратиться к Маэстро с почтительнейшей просьбой: не могли бы Вы, Ваша Честь, уделить всего лишь один день для того, чтобы я смог запечатлеть Ваш облик? Я был бы невероятно счастлив, если бы Вы не отказали мне в этом. С настоящим обожанием полностью преданный Вам  Ф. Ленбах". Ленбах был самым известным портретистом в Германии; он писал величайших людей своего времени, таких как император Вильгельм I, Бисмарк, Гладстон, Лист и Вагнер. Штраус с удовольствием принял приглашение ему самому и его жене Адели, и пара поехала в Мюнхен, где они жили восемь дней, несколько раз позируя художнику и "наслаждаясь обществом Ленбаха, Дефреггера, Пауля Хайзе и других мастеров литературы и живописи баварской столицы" ("Музыкальнй курьер", Лондон, 22 июня 1895). Ленбах сделал три портрета Иоганна и два - Адели, потом два портрета он подарил паре со словами благодарности. "Музыкальный курьер" замечал: "Следующим сочинением Иоганна Штрауса будет "Вальс Ленбаха" в честь великого немецкого художника".
Как и предполагал "Музыкальный курьер", Штраус, действительно, посвятил свой "Вальс Ленбаха" Францу фон Ленбаху. Это пленительное сочинение, написанное в благодарность живописцу, и несущий основное название "Смотри, кому доверяешь!", был сделан из мелодий новейшей оперетты Штрауса "Ясменник душистый". её премьера прошла в венском театре "Ан дер Вин" 4 декабря 1895 года. Брат композитора Эдуард дирижировал Штраус-Оркестром во время премьеры оркестрового вальса "Смотри, кому доверяешь!" на воскресном послеполуденном концерте в Золотом зале музыкального объединения 15 декабря 1895 года. (Летом 1897 года Эдуард представил лондонской публике под названием "Жена, глянь, кто идёт".) Некоторые обозреватели чуствовали, что "Вальс Ясменника" (как его ещё называли, в т.ч., в первом издании) напоминает "золотой век" Штрауса и относились к новому сочинению, как к "перевёрнутому "Голубому Дунаю"", потому что  арпеджио снизу вверх первых трёх нот в "Голубом Дунае" звучит как перевёрнутое арпеджио тех же трёх нот в новом произведении.
Иоганн явно испытывал трудности с компиляцией "классического вальса" из мелодических россыпей "Ясменника". В письме берлинским издателям Боте и Боку он писал, что должен заполнить некоторые места нового вальса, в частности: создать контраст между различными секциями, но сохранить гармоническое единство всей вещи.
Если забыть об этих придирках, то главная прелесть вальса, самая суть сочинения 463 начинается с упомянутой "инверсии "Голубого Дуная"", в первом вальсе (1А) и в коде; эта тема взята из главного вокального вальса финала (№14) в акте II "Ясменника". "Trau, schau, wem" запевается Паулиной и подхватывается Бото, Тимолеоном и хором. Этот вокальный номер привлёк повышенное внимание журналистов на премьере. Так, например, в "Новой свободной прессе" 6 декабря 1895 года доктор Эдуард Ханслик отмечал: "Мы уже были увлечены нежным вальсом "Смотри, кому доверяешь"... в увертюре, где тема исполнялась двумя флейтами под обаятельный скрипичный контрапункт". Критик из "Иностранного листка" 5 декабря говорил о том же вокальном номере как о "каскаде неотразимой красоты", который, по его предсказанию, "полетит над миром на крыльях песни". Другие мелодии вальса взяты из следующих сцен оперетты (по клавиру):
Вальс 1В - финал второго акта, №14
Вальс 2А - септет из третьего акта, №17
Вальс 2В - песня из первого акта, №2
Вальс 3А - финал второго акта, №14
Вальс 3В - финал второго акта, №14
Вальс 4А - куплет из второго акта, №12
Вальс 4В - песня из первого акта, №2


назад