Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
"Картина-грёза №2"
Traumbild II
mp3, 64 кбит/с, 3,21 Мб, 7:12
Комментарий
Питер Кемп:
"В конце жизни трижды женатый и состоятельный Иоганн Штарус позволял себе роскошь писать музыку для собственного удовольствия. а не ради денег. Об этом он говорил в письме брату Эдуарду в апреле 1896 г.: "Время я сейчас провожу весьма забавно. Я начал симфоническую вещь, которая находится между серьёзностью и юмором, при этом не привязываюсь ни к какой форме, хотя форма есть у каждой темы. От серьёзности до веселья - большой скачок, поэтому только свободное воображение может представить себе совершение этого скачка. Первая из этих музыкальных причуд боле страстна, а вторая (у меня достаточно времени, чтобы сочинять их) это портрет Адели. Ты видишь, что без издателя я могу поступать и действовать как хочу, и я могу предаваться развлечениям, что раньше мне было недоступно. За музыкальный портрет жены я не выручу и пяти флоринов. Следует освободиться от рамок, чего со мною раньше не было, чтобы заняться написанием семейных портретов средствами музыки. Подойдёт и твоя очередь - никто не избегнет моей жестокости. Вообрази портреты [сестёр] Нетти и Терезы! Портреты последних явно непростая задача для музыканта! Огромные причёски, и только после этого всё будет готово".
В другой раз Иоганн попросил Эдуарда сыграть наброски "Картин-грёз" на репетициях, чтобы послушать оркестровое звучание и исправить возможные ошибки. Он хотел напечатать работу самостоятельно, но этого не случилось. К моменту смерти автора в июне 1899 г. двучастное оркестровое сочинение, о котором Иоганн рассказывал Эдуарду называлось "Картины-грёзы". Довольно отличное от того, что он писал, оно показывает короля вальсов и страстной, и меланхоличной натурой, и предъявляет вопросы о  том, чего бы он мог достичь в композиции,  если бы не был привязан коммерческими узами к сочинению популярной танцевальной музыки.
8 декабря 1899 г., через полгода после смерти Иоганна, издательство Иосифа Вайнбергера поместило в венских газетах следующее объявление: "! Новинка ! Сенсационный музыкальный подарок на Рождество! Посмертная работа Иоганна Штрауса "Картины-грёзы" вышла из печати. Две пьесы-фантазии для фортепиано соло". Это издание сохранилось. Но интересно, что издатель перепутал порядок, так как композитор охарактеризовал "Картину-грёзу №1" как  "более страстную", теперь же таковой оказывалась "Картина-грёза №2". К сожалению, Вайнбергер выпустил оркестровую партируру только для "Картины-грёзы №1", каковая, согласно письму Штрауса является "портретом жены Адели". Более того, на титульном листе рукописи Штрауса стоит надпись: "Картины-грёзы. Посвящается моей самой дорогой и любимой жене Адели".
Вскоре после полудня в воскресенье 21 января 1900 г. престижное венское Общество друзей музыки собралось на "Второй внеурочный концерт общества" в золотом зале Музикферайна. Он посвящался памяти Иоганна Штрауса, дирижировал Рихард фон Пергер, на третьей строчке в программе были две премьеры: "Картина-грёза" и прелюдия к III акту балета Иоганна Штрауса "Золушка". Из отчёта о концерте, который появился в газете "Фремден-блатт" 22 января 1900 г. мы можем удостовериться в том, что звучала "Картина-грёза №1": "Оркестр представил две интереные пьесы из наследия маэстро: антракт из балета "Золушка", чья милая вальсовая мелодия была особенно приятна и прозвучала на бис, а также элегическое музыкальное полотно "Картина-грёза", которое, если бы оно было не таким закрученным, могло бы стать атким же успешным благодаря очаровательному звучанию". Чтобы быть окончатеьно уверенными, вспомним, что только "Картина-грёза №1" подходит под описание "элегического музыкального полотна" - трогательного и эмоционального "портрета Адели". Весьма вероятно, что в то время "Картина-грёза №2" ходила только в виде фортепианного переложения.
Позже в тот же день, 21 января 1900 г., Эдуард Штраус со Штраус-оркестром выступил в золотом зале Музикферайна на очередном из регулярных послеполуденных концертов. По случайному совпадению в первом отделении также была пьеса-фантазия под названием "Картины-грёзы". Но это была работа не его брата, а одно из множества сочинений в репертуаре его оркестра, написанных популярным датским дирижёром и сочинителем лёгкой музыки Хансом Кристианом Лумбье (1810-74). В связи с этим концертом интересна программка, ныне хранящаяся в собрании Общества друзей музыки. Предполагается, что среди публики был и 25-летний композитор, которому вскоре предстояло стать фигурой в музыке XX века; это был Арнольд Шёнберг (1874-1951). На программке карандашом написано: "Шёнберг, Глязергассе, 19". Уроженец Вены Арнольд Шёнберг жил с матерью по этому адресу в IX районе Вены с 1898 до 1900/01, после чего уехал в Берлин. В каталоге его работ есть и переработки вальсов Иоганна Штрауса-младшего, включая "Вино, женщин и песни" (соч. 333) и "Императорский вальс" (соч. 437)".


назад