Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Телеграфные депеши"
Telegraphische Depeschen, Walzer, op. 195
mp3, 32 кбит/с, 1,85 Мб, 8:27
Комментарий
Питер Кемп:
"Гравюра Вильгельма Татцельта для тёмно-коричневой титульной иллюстрации вальса Иоганна Штрауса "Телеграфные депеши" изображает виды двух больших городов: Санкт-Петербурга и Вены, а сам вальс несёт посвящение: "Господину Жану Промбергеру из Санкт-Петербурга".
Пианист и композитор Иоганн Промбергер (1810-90), который подобно Штраусу носил французскую форму собственного имени, был сыном венского фортепианного мастера и пианиста. С раннего детства адресат посвящения жил в Петербурге и при основании консерватории в российской столице получил задание от самого царя Николая I организовать класс фортепиано. Это задание заставило Промбергера несколько раз съездить в Вену. В ходе последней поездки в августе 1855 г. Промбергер встретил Штрауса и предложил свою помощь в организации летних концертов на павловском вокзале. Их дружба, к которой позже присоединился Эдуард Штраус, длилась до смерти Промбергера. Промбергер и петербургский пианист и композитор Теодор Лешетицкий (1830-1915) часто навещали Штрауса в его официальной резиденции в вокзале, где обычно играли для него. Например, во время восьмого сезона концертов Штрауса в Павловске (1863 г.) его жена Йетти (которая сопровождала его) 8 июля (26 июня по российскому календарю) писала Карлу Хаслингеру в Вену, что "ни в один день не удалось лечь раньше, чем в четыре, но часто это была половина шестого, а недавно мы легли только в семь, потому что провели время весьма поэтическим и прекрасным образом в компании превосходных музыкантов: пианиста Бромбергера [sic!] с Бетховеном, Моцартом, Шубертом и подобными". В 1886 г. через тридцать лет после первого русского сезона Штрауса Промбергер вспоминал, что жильё Штрауса в Павловске было "наверху небольшой деревянной лестницы, высокий человек мог стоять в нём только с опущенной головой, но там днём собирались писатели, музыканты и виртуозы, которые нередко после вечернего концерта образовывали уютный кружок вокруг Штрауса и сидели там с музыкой, шутками и обязательным шампанским до восхода".
Рукопись вальса "Телеграфные депеши"  - старейшая сохранившаяся полная партитура, написанная собственной рукой Штрауса; её страницы в кляксах говорят о том, с какой скоростью композитор воплощал мысли на нотном стане; этот факт подтверждается его братом Эдуардом, который написал в семейной биографии "Erinnerungen" ("Воспоминания"), 1906 г., что Иоганн был самым быстрым из трёх братьев в инструментовке. "Телеграфные депеши" были сочинены в Павловске и там же впервые исполнены под управлением Иоганна 6 сентября 1857 г. (25 августа по российскому календарю) на четвёртом бенефисе в вокзале. "Венская всеобщая театральная газета" 16 октября 1857 г. сообщила, что новой произведение стало сенсацией для русской публики, и Иосиф Штраус представит его на первом венском исполнении (как и "Цецилию-польку" Иоганна) со Штраус-оркестром на собственном бенефисе в Фольксгартене в воскресенье 18 октября. Газета призывала обратить внимание на коду, в которую Иоганн вплёл короткую цитату из популярной народной песни: "Ja nur ein' Kaiserstadt, ja nur a Wien" ("Да, только один императорский город, да только одна Вена") из зингшпиля (музыкальной комедии) "Алина, или Вена в другой части света" 1822 г. авторства Адольфа Бойерле на музыку Венцеля Мюллера.
Популярность Иосифа Штрауса обеспечила небывало большой приток в Фольксгартен публики, которая хотела послушать его исполнение вальса "Телеграфные депеши", которые Иоганн прислал из России. Критик из театральной газеты писал 20 октября, что эмоции, с которыми публика приветствовала уже известные сочинения, возросли ещё больше, когда Иосиф продирижировал венской премьерой "Телеграфных депеш" и "Цецилии-польки" (позже переименованной в "Ольгу-польку", соч. 196). Обозреватель продолжал: "В этих двух вещах неистощимые мелодии Иоганна поданы самым замечательным образом, ибо эти танцы создают солшеюную гирлянду самых оригинальных и запоминающихся мелодий, которые вытекли из-под пера Штрауса. Они получили восторженную овацию и много бисов".
Когда Иоганн написал вальс "Телеграфные депеши", телеграф уже был частью обыденности XIX столетия. Быстрое развитие телеграфных систем началось после открытия передачи сигналов по проводу с помощью электрических импульсов. Работы пионеров игольного телеграфа, таких как Ханс Кристиан Эрстед (1819) или сэр Чарльз Уитстоун (1837) были усовершенствованы с помощью новых электромагнитов (см. "Электромагнитную польку", соч. 110). С помощью электромагнита Сэмюэль Морзе создал простой телеграфный ключ, который при нажатии замыкал цепь и посылал сигнал удалённому приёмнику. В интродукции к вальсу Штраус изображает стук телеграфного ключа и молниеносный перелёт послания к пункту назначения. Основанная в 1847 г. в Берлине фирма "Сименс и Хальске", которая производила телеграфную технику, быстро распространила телеграфные сети по всей Германии, через несколько лет открыла производственные филиалы в Санкт-Петербурге (1855), Лондоне (1858) и Вене (1879). Иоганн, конечно, был в курсе технических новинок, но, несомненно, на выбор названия вальса повлияла и глава из его личной жизни, произошедшая за год до того. Когда по деловым соображениям он отсрочил возвращение в Вену осенью 1856 г., венская пресса тут же пустила слух, что он женился в Петербурге, и прочитанная новость просто-таки изумила Иоганна. Находясь в российской столице, вполне ещё холостой король вальсов послал яростное опровержение слухов при помощи... телеграфа!"


назад