Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
"В танцевальном кругу", музыкальная иллюстрация к одноимённой картине Франца Дефреггера
Auf dem Tanzboden, musikalische Illustration zu dem gleichnamigen Gemälde von Franz Defregger
mp3, 64 кбит/с, 1,86 Мб 4:13
Комментарий
Питер Кемп:
"Творчество австрийского жанрового художника Франца фон Дефреггера (1835-1921), изображающее деревенскую жизнь тирольцев и борьбу Тироля за освобождение от иноземного владычества, с самого начала снискало успех. Сегодня полотна Дефреггера, тирольца по рождению, находятся во многих музеях Германии, и выставляются в нью-йоркском Музее искусства.
В апреле 1892 картина маслом Франца фон Дефреггера под названием "Ankunft auf dem Tanzboden" ("Выход на танцевальный пол*") выставлялась среди других произведений искусства в венском Доме художника. "Новая свободная пресса" поместила отчёт о выставке в номере от 7 апреля 1892 г., и там сообщалось: "Последняя картина Дефреггера "В танцевальном кругу", определённо, лучшее произведение художника за недавние годы. Хотя он уже изображал подобный сюжет, повтора нет, там радостные, весело выписанные люди, композиция очень ясная, свет используется чарующе, а цвета - гармонично". Новым хозяином картины стал любитель живописи Иоганн Штраус, и она вдохновила его на широкомасштабное сочинение, музыкальную иллюстрацию к произведению Дефреггера. Этот замысел не воплотился до конца, и рукопись из венской городской и земельной библиотеки обрывается перед началом вальса, оставляя нам только удлинённую интродукцию. В автографе видно, что Штраус написал только несколько тактов открывающего вальса, но затем перечеркнул их и добавил окончание, которым и завершается напечатанное сочинение №454.
Интересно также заметить, что Штраус сначала настаивал на использовании цитры в исполнении "Танцевального круга" и писал брату Эдуарду: "Вещь Дефреггера просто требует цитриста". Впрочем, в рукописи партитуры есть отметка об участии двух флейт "в случае, если не будет цитры". Странно, что при настойчивом требовании Иоганна о цитре не упоминается об участии цитриста в премьере "Танцевального круга" в Музикферайне 22 октября 1893 г, когда Эдуард дирижировал оркестром на воскресном послеполуденном концерте. В заметке о событии газета "Фремден-Блатт" в номере от 24 октября 1893 г. просто сообщала: "Новое сочинение Иоганна Штрауса "В танцевальном кругу" встретили ликующими аплодисментами". Критик из "Дойче Цайтунг" в номере от 25 октября 1893 г. предоставил более подробный отчёт о мероприятии: "В минувшее воскресенье в Музикферайне прозвучала уникальное произведение Иоганна Штрауса. Это музыкальная иллюстрация к хорошо известной картине Дефреггера "В танцевальном кругу". Эта музыкальная картина начинается довольно спокойно и движется в мягком ритме лендлера с грациозной мелодией, из которой быстро возникают весёлые "крики радости". В одном месте ударные стучат как сердце, кого-то вытолкнул силач? Так или иначе, этот момент успокаивает настрой, и пьеска заканчивается опять-таки спокойным пиано. Очаровательное сочинение встретили массовыми аплодисментами, на бис его требовали примерно восемь раз".
Издательство Густава Леви выпустило "Танцевальный круг" Штрауса только 4 марта 1894 г. Обложку первого фортепианного издания с авторским посвящением "великому мастеру Францу Дефреггеру с почтением" украшает репродукция картины Дефреггера с портретами художника и Иоганна Штрауса. Это интересно в связи с письмом Леви Дефреггеру о замысле и идеях оформления обложки перед публикацией сочинения 454. В ответном письме от 7 января 1894 г. Дефреггер сообщал Леви из Мюнхена" "Поскольку маэстро Штраус был так мил, что посвятил вещь мне, у меня нет ни малейшего колебания в том, чтобы с ясным сознанием разрешить воспроизведение моей картины ["В танцевальном кругу"] на обложке". Примечательно, что посмотрев окончательный вариант оформления, он добавил: "Впрочем, я бы не хотел, чтобы мой портрет появился на обложке, если И. Штр. хотел бы разместить свой".
Далее Франц фон Дефреггер сделал ответный к посвящению Штрауса на "Танцевальном кругу" подарок в виде картины "Tanz auf der Alm" ("Танцы на горном лугу"), на которой написал: "Сегодня Штраус играет на скрипке - великому маэстро Иоганну Штраусу от благодарного поклонника Франца фон Дефреггера". Эта картина висела в домашнем кабинете Штрауса. В следующем году, когда Иоганн Штраус и его жена Адель ездили в Мюнхен, чтобы позировать немецкому художнику Францу фон Ленбаху (см. прим. к соч. 463), они встречались и с Дефреггером, и все четверо сидели в ложе Резиденц-театра на "Свадьбе Фигаро" Моцарта под управлением Германа Леви (1839-1900)".

*Немецкое слово Boden означает "пол", но я использую перевод "танцевальный круг" постольку, поскольку в наши дни танцевальный пол воспринимается в первую очередь как обозначение места в ночном клубе, но никак не в деревенском доме.


назад