Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Террасы Стрельны"
Strelna Terrassen-Quadrille
mp3, 64 кбит/с, 2,43 Мб 5:25
Комментарий
Питер Кемп:
"Венский издатель Иоганна Штрауса Карл Хаслингер не упускал возможности поднять продажи его нот, украшая первые выпуски фортепианных переложений искусными гравюрами на обложках. Особенно утончённый пример это обложка которую нарисовал и выгравировал В. Татцельт для кадрили Штрауса "Террасы Стрельны" (1856 г.) Картинка изображает часть стрельненского дворца, летней резиденции Великого князя Константина Николаевича (1827-92), брата русского царя Александра II. В центре иллюстрации Татцельта - великолепные усаженные цветами террасы с садовым павильоном и фонтанами, а также окружающим парком (ныне - Константиновский парк), который находится в 6 километрах от Петергофа (ныне Петродворец). Обсаженная деревьями дорожка тянется от дворца к южному берегу Финского залива, и художник завершает сцену изображением нескольких судов под парусом.
Как и его младший брат Великий князь Михаил Николаевич (1832-1909), Великий князь Константин был не просто любителем музыки, но и музыкантом, и иногда оба брата играли на виолончелях в оркестре Штрауса в Павловске. (Иоганн познакомился с ними ещё в 1852 г., когда Великие князья гостили у императора Франца Иосифа.) Великий князь Константин, посещая концерты Иоганна, просил венского капельмейстера, чтобы тот играл не только в Павловске, но и выступал с оркестром в стрельненском дворце. Предположительно, в одно из таких выступлений, а именно на балу 30 июля 1856 г., Иоганн впервые дирижировал кадрилью "Террасы Стрельны". К сожалению, точного подтверждения нет, потому что не сохранилась программа музыкальных номеров. Если работа, действительно, звучала в тот день, можно было бы ожидать и скорого публичного исполнения кадрили, но его всё не было. Поэтому возможно и то, что премьера состоялась под управлением автора на заключительном концерте сезона в вокзальном павильоне Павловска 13 октября 1856 г. (1 октября по российскому календарю). Эта дата указывается в дневнике Ф. А. Циммермана, альтиста Штраус-оркестра, чьи скрупулёзные ежедневные записи об исполняемой в ходе русских сезонов Иоганна музыке позволили точно установить даты многих премьер.
Кадриль очевидно, была очень успешной, потому что дважды требовалась на бис. К сожалению, Великий князь Константин, чьи прекрасные террасы у Стрельны стали источником вдохновения, по всей видимости, не присутствовал при исполнении. Венцы впервые смогли услышать кадриль "Террасы Стрельны" 27 декабря 1856 г., когда Иоганн дирижировал ею и другими работами, созданными для российской публики, в танцевальном зале "Шперль" на совместном с братом Иосифом концерте. Хотя на печатных нотах кадрили нет посвящения, газета "Фремденблатт" от 25 декабря 1856 г. сообщила, что произведение посвящалось "её императорскому высочеству великой княгине Йозефине Александре", а точнее, прусской принцессе Александре Фридерике Генриетте (1830-1911), которая под именем великой княгини Александры Иосифовны вошла в историю как жена великого князя Константина Николаевича. Великой княгине Иоганн посвятил вальс "Александра" (соч. 181), а полька или полька-мазурка её собственного сочинения звучала в российских концертах Штрауса в 1856 г. Кадриль "Террасы Стрельны" представляет целый калейдоскоп известных русских мелодий, хотя британского слушателя может сильно удивить непонятное сходство между главной темой финальной секции и популярной песней Ч. Э. Хорна (1786-1849) "Cherry Ripe" ("Спелые, как вишни")".

"Во саду ли"?


назад