Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька-мазурка "Сплин"
Spleen. Polka-Mazur
mp3, 64 кбит/c, 2,06 Мб, 4:41
Комментарий
Питер Кемп:
"Немецкий словарь Брокгауза определяет сплин как "форму меланхолии с ипохондрическими чертами, обычно воспринимаемую как типично английская болезнь"! В издании 1854 г. эта книга далее сообщала: "Если у человека, чьё физическое, душевное и финансовое состояние вполне можно считать нормальным, нет никакого психического заболевания, кроме необычного равнодушия к жизни, о нём говорят, что у него "сплин"".
Полька-мазурка "Сплин" входила в подборку новых работ, которые Иоганн Штраус сочинил для концертного сезона-1857 на павловском вокзале под Санкт-Петербургом. Чтобы сэкономить на пути, венский король вальсов взял с собой только четырёх музыкантов из Штраус-оркестра, решив нанять остальных в Берлине, где он уже отобрал их лично. Поскольку Ф. А. Циммерман, альтист, который записывал подробности выступлений в Павловске в разные годы, не сопровождал Штрауса в Россию в 1857 г., дата первого исполнения польки-мазурки точно не устанавливается. Видимо, полька была написана для одного из друзей композитора в Санкт-Петербурге.
Выехав из Павловска по окончании второго "российского лета", Штраус ступил на родную венскую землю 22 октября 1857 г. Но ранее, чем за две недели до того, "Венская всеобщая театральная газета" сообщила читателям, что "герр Штраус увеличил репертуар следующими сочинениями, написанными в Санкт-Петербурге: вальсом "Сувенир из Ниццы" с посвящением её величеству императрице всероссийской; полькой "Александрина", полькой-мазуркой "Сплин", кадрилью "Бомонд"; полькой "Ольга" и вальсом "Телеграфные депеши"". Четыре новинки из указанных вошли в программу послеполуденного концерта Иоганна в Фольксгартене в воскресенье 1 ноября 1857 г., каковой концерт стал первым его публичным выступлением в Вене по возвращении из России. Из упомянутых работ полька "Ольга" (соч. 196) и вальс "Телеграфные депеши" (соч. 195) уже звучали в Вене раньше: премьера состоялась 18 октября на концерте Иосифа Штрауса, так что Иоганну осталось провести премьеру польки-мазурки "Сплин" и кадрили "Бомонд" (соч. 199). Во время концерта, на котором Иоганн и Иосиф дирижировали Штраус-оркестром поочерёдно; публика также услышала увертюру Обера к "Манон Леско" и серенаду Гертеля; и вечер стал предметом подробного обзора Ойгена (Евгения) Айзерле в "Венской всеобщей театральной газете" от 3 ноября 1857 г. Журналист писал о спонтанных аплодисментах и громких приветственных выкриках, когда Иоганн восходил на дирижёрское возвышение, что задержало начало выступления на несколько минут. Айзерле продолжал: "И тогда начался концерт, который содержал четыре последних сочинения с берегов Невы. Каждое из них увеличивало радость; в частности, прекрасная полька-мазурка "Сплин", полностью выдержанная в стиле Шопена, с блестящими, мягкими и пикантными оборотами и широкой инструментовкой, тоже смогла вызвать воодушевление". Новая работа вышла в издательстве Карла Хаслингера в начале декабря, и "Театральная газета" от 8.12.1857 г. высказалась, что это было "возможно, одно из самых искренних сочинений нашего в высшей степени одарённого Иоганна Штрауса"".


назад