Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Славянка" из русских мелодий
Slovianka-Quadrille, nach russischen Melodien
mp3, 64 кбит/с, 2,43 Мб 5:33
Комментарий
Питер Кемп:
"Вечером 1 октября 1880 г., в пятницу, Иоганн Штраус взошёл на дирижёрский подиум театр "Ан дер Вин", чтобы представить премьеру новейшей оперетты: "Кружевной платок королевы". Театр не работал примерно пять месяцев: через 4 недели после окончания сезона, в ночь с 29 на 30 мая 1880 г. умер его режиссёр Максимилиан Штайнер. Его 27-летний сын Франц, который замещал больного отца с начала 1880, занялся долгами и управлением театра, испытывавшего денежные проблемы, и первой своей постановкой сделал "Кружевной платок королевы".
Критик из газеты "Фремден-Блатт" начал обзор премьеры оперетты в номере от 2 октября 1880 г. с пожелания того, чтобы "новая, счастливая жизнь и, мы надеемся, процветание воцарились бы  в театре "Ан дер Вин"". Говоря о музыке Штрауса, тот же обозреватель писал, что "она доставит удовольствие изобилием  чудесных мелодий, в которых бьётся венский пульс, весельем, очарованием и изяществом венской жизни и темперамента". Эдуард Ханслик в номере газеты "Ди Прессе" от 2 октября 1880 г. полностью разделял похвалу музыке Штрауса, добавляя: "А как красиво всегда звучит его оркестровка! Как естественно, пикантно и в то же время насыщенно и сладко... Ему можно только пожелать успехов и в какой-то степени посочувствовать. Эта же отличная музыка, которую он подарил нам, произвела бы в сочетании с интересным, увлекательным сюжетом куда более сильное и долговременное впечатление". Критические замечания Ханслика о либретто "Кружевного платка", которое вышло за авторством доктора Генриха Бормана-Ригена и Рихарда Жене (но фактически, как выяснилось потом, соавторов было больше), отозвалось эхом в обзорах других газет. Иоганнес Брамс, заезжавший в Вену, выступил ещё более прямо. Обычно он был очень щедр на похвалы музыке венского друга, но 2 октября 1880 г. он писал издателю Фрицу Зимроку в Берлин: "Я здесь уже несколько дней, и вчера вечером слушал новую оперу Штрауса (которая была поистине скучной)..."
Интерес публики к новой работе спадал быстрее, чем Штраусу и Штайнеру хотелось бы, но зато она послужила поводом для пародии, которую поставили в театре Фюрста* в венском Пратере 9 октября 1880 г., всего через 8 дней после премьеры пьесы Штрауса. Пародию написал штатный драматург Йозеф Допплер, он назвал её: "Носовой платок короля", и в репертуаре она провисела дольше, чем та работа, которую пародировала!
Из всех отдельных оркестровых номеров, которые Иоганн Штраус создал из мелодий "Кружевного платка королевы", первой венская публика услышала кадриль "Кружевной платок", которую Штраус-оркестр исполнил под управлением брата композитора Эдуарда. Новинка прозвучала в программе послеполуденного концерта Эдуарда в Большом ("Золотом") зале Музикферайна в воскресенье 23 января 1881 г. вместе с такими произведениями, как собственный вальс Эдуарда "Das Leben ist doch schön!" ("И всё же жизнь прекрасна!", соч. 150, 1876), антракт и пиццикато-полька Лео Делиба из балета "Сильвия", сочинения Рихарда Вагнера, К. фон Бера** и Альберта Юнгмана. Печатное издание кадрили "Кружевной платок" вышло у Августа Кранца через несколько дней, но по непонятной причине несмотря на привлекательность сочинения пьеса очень редко звучала на концертах Штраус-оркестра.
Наверняка Иоганн Штраус при выборе и распределении мелодий для кадрили "Кружевной платок" изрядно помучился. Об этом говорит то, как искусно он разделил он хор из III акта (№18): вступление в темпе марша на слова "Singt dem König Heil" ("Воспойте славу королю") он использовал как первую мелодию в фигуре "Панталоны", а вторую часть хора со слов "Eilt in buntem Gedräng" ("Спешите пёстрой толпой") - как заключительную в фигуре "Финал". Мелодический материал шести разделов, или "фигур" кадрили "Кружевной платок", в партитуре находятся в следующих местах:

Панталоны: хор в III акте (№18), трио во II frnt (№11)

Лето: увертюра и сцена во II акте (№9)

Курица: финал I акта (№6), дуэт из I акта (№5) и антракт перед II актом (№7).


Трени: интродукция к I акту (№1) и романс из I акта (№2)

Пастушка: финал I акта (№6)

Финал: интродукция к I акту (№1) и хор из III акта (№18)

Интересный листок с многочисленными набросками рукой Иоганна (без даты) продавался на аукционе лондонского Сотби 27 ноября 1987 г. Вторая мелодия на нём - это вторая мелодия "Пастушки" (тема 5В) кадрили "Кружевной платок"".

* Театр называли по имени Иоганна Фюрста, руководителя.

** Личность композитора мне пока установить не удалось.


назад