Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Испанский марш
Spanischer Marsch
mp3, 32 кбит/с, 1,08 Мб, 4:44
Комментарий
Действительно, "испанский" марш с кастаньетами, намного более танцевальный, чем строевой или походный.

Питер Кемп:
"Цепочка аккуратно отделанных "харáктерных маршей" тянется через весь список сочинений короля вальсов Иоганна Штрауса-младшего. Эта серия начинается с неопубликованной работы, которая, к сожалению, потерялась ("Румынский национальный марш", 1848 г.) и продолжается через блестящие удачи, такие как "Персидский марш" (соч. 289, 1864 г.), "Египетский..." (соч. 335, 1869 г.) и "Русский..." (соч. 426, 1886 г.), заканчиваясь "Испанским маршем". Каждый представляет собой тщательно выписанное музыкальное произведение, в котором фантазия композитора попыталась произвести квинтэссенцию национального характера каждой земли. Также эти опубликованные марши имеют ещё одну общую черту: все они посвящены монархам.
Цветистый "Испанский марш" не стал исключением. Он посвящён покровительнице искусств королеве-регентше Испании - Марии Кристине Дезеаде Генриетте Фелисидад Раньере Габсбург-Лотарингской (1858-1929), бывшей австрийской эрцгерцогине Марии Кристине, дочери эрцгерцога Карла Фердинанда и эрцгерцогини Елизаветы Австрийской. Рождённая в Гросс-Зееловице в Австрии Мария Кристина вышла за Альфонса XII Испанского в 1879 г., познакомившись с ним при венском дворе, когда он был изгнанным претендентом на трон Бурбонов. По смерти мужа (незадолго до его 28-летия) Мария Кристина была регентшей (1885-1902), пока Альфонс XIII не достиг совершеннолетия. Её регентство было отмечено мудрым, альтруистичным и терпимым правлением, явной противоположностью предшествующим бурным годам; а после прекращения регентства Мария Кристина посвятила жизнь общественной и благотворительной работе. Она также была неустанной пропагандисткой венской музыки в Испании, где Иоганн Штраус имел соответствующий почёт.
"Испанский марш" возник летом 1888 г., возможно в связи с приглашением Иоганна на серию выступлений в качестве дирижёра в Испании. Правда, этот замысел не дождался осуществления. Композитор, который никогда не желал отправляться в длительные поездки, если только они не приносили существенного художественного и финансового вознаграждения, предпочёл уклониться от долгого и утомительного путешествия и вместо этого послал в Мадрид музыкальное посвящение. Большой любитель медалей, наград и почестей, которые он получал взамен посвящений, Иоганн, несомненно, надеялся на отличие и в этот раз. Хотя орден Марии Кристины возник только через 2 года, в 1890, к моменту смерти в 1899 Иоганну досталось три испанских награды, одна из которых - Командорский крест испанского ордена Изабеллы - стала результатом упомянутого посвящения.
В Вене "Испанский марш" впервые прозвучал 21 октября 1888 г. в исполнении Штраус-оркестра, когда Эдуард Штраус управлял им на открытии концертного сезона 1888/89 воскресных послеполуденных мероприятий в Музикферайне. Поскольку работа (заключительный номер в программе) была отмечена как "новая", но не как "первое исполнение", значит, она должна была исполняться раньше. Уже 1 сентября 1888 г. издательский дом Кранца выпустил разные аранжировки (для фортепиано, для фортепианного дуэта, фортепиано со скрипкой и для полного оркестра) Иоганнова "Испанского марша". Вполне возможно, что премьера работы состоялась в Мадриде, хотя это и нельзя установить. Также возможно, что Эдуард Штраус со Штраус-оркестром дали премьеру в Берлине, куда коллектив приехал для ежедневных концертов с середины июня до начала августа в парке выставок возле станции метро Лертер. К сожалению, всё это останется догадками, потому что германская пресса не печатала программ концертов Эдуарда, а обзоров вышло мало, самое большее они говорили о "красивых маршах и увлекательных венских вальсах" ("Фолькс-Цайтунг" от 12 июля 1888 г.)"


назад