Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "София"
Sofien-Quadrille
mp3, 64 кбит/с, 2,44 Мб, 5:26
Комментарий
Питер Кемп:

"Одним из самых удивительных антрепренёров в венской общественной жизни XIX века был Франц Моравец (1789-1868), сын еврейского дельца, который уехал из родной Богемии и осел в Вене в 1826 г. Он познакомил австрийскую столицу с сауной, построив бок о бок парилку и бассейн с прохладной водой; и вскоре медики стали рекомендовать это лечение ревматикам. Будущее Моравца стало безоблачным, когда его бани вернули здоровье тяжело страдавшей фрейлине эрцгерцогини Софии Фредерики (1805-1872), матери будущего императора Франца Иосифа. Когда 14 января Моравец открывал новое заведение на Марксергассе (в венском пригороде Ландштрассе), здание называлось "Софиенбад" в честь эрцгерцогини. В 1844 г. Моравец, к тому моменту уже ослепший, действовал как "местный директор" акционерного общества, которому передал планы усовершенствования большого главного зала "Софиенбада" в плавательный бассейн, который на зиму можно было накрывать, так что получался танцевальный зал. Будущие архитекторы Карл-театра и венской придворной оперы (ныне Государственной оперы) Эдуард ван дер Нуль и Август Зикард фон Зикардсбург составили планы реконструкции нового здания, а начали её гг. Герль и Штрабергер в марте 1845 г. 21 января 1846 г. состоялся бал-открытие под управлением Иоганна Штрауса-старшего с оркестром в 40 человек, и среди примечательных особенностей у зала "Софиенбад" оказалась превосходная система вентиляции иблестящее газовое освещение. 15 января 1846 г. "Венская театральная газета" напечатал статью под названием "Новый зал "Софиенбад"", в которой автор Ф. К. Вайдман описывал: "В этом году к заведениям общественного увеселения прибавится прекрасный, заново открывающийся после перестройки зал "Софиенбад", что произойдёт 20 или 21 сего месяца. Уже само название заведения может предсказать самое благоприятное будущее... Для этой задумки дирекция акционерного общества "Софиенбад" задействовала все средства, какие были, чтобы общество имперской столицы получило место для приятных и достойных встреч; и мы верим, что зал "Софиенбад" достигнет сильнейшей притягательности, сохранив красоту и крепость конструкции, элегантность украшений и очарование обстановки, и со славой подтвердит положение одного из самых превосходный учреждений своего типа".
Во время карнавала зал "Софиенбад", который по-прежнему существует, а недавно стал гостиницей с конференц-центром, превращался в точку притяжения всех венцев и место главных общественных событий. В его роскошных интерьерах проходили, например, балы Венского мужского хорового объединения, венского союза писателей и журналистов "Конкордия", а также юридического и технического факультетов венского университета. Пока был жив отец, младшему Иоганну Штраусу выступления в зале "Софиенбад" были недоступны, но он смог впервые выступить там уже в первый карнавал после смерти старшего Иоганна, произошедшей в сентябре 1849 г. "Карнавальный календарь зала "Софиенбад" на 1850 год" сообщает: "Капельмейстер И. Штраус принял управление бывшим Штраус-оркестром", а также даёт объявление о пятнадцати основных бальных празднествах с 13 января по 11 февраля включительно. 12 января 1850 г. газета "Ост-Дойче Пост" сообщала: "Фашинг. Карнавал! Он начинается завтра в зале "Софиенбад"".* Незадолго до того здание претерпело дополнительные изменения, на что указывала "Винер Цайтунг" от 12 января 1850 г.: "Прекрасный зал "Софиенбад" претерпел ещё одно великолепное превращение и откроется 13-го сего месяца так называемым "Национальным балом" для любителей бодрого настроения. Иоганн Штраус будет дирижировать". На следующий день газета продолжала: "Сегодня на открытии... Герр капельмейстер Иоганн Штраус будет лично дирижировать балом и исполнит собственное специальное сочинение под названием "Кадриль "София"".
31 января "Вандерер" рассказывал о многочисленных балах, которые прошли в зале "Софиенбад" после его открытия в новом виде, и восторженно говорил об Иоганне Штраусе и его оркестре. Он объявлял: "Из всех сочинений самым успешным мы должны назвать кадриль "София".
К сожалению, оригинальная партитура не сохранилась".

* Видимо, стихотворение с рифмой Karneval-Saal - А. З.


назад