Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Сказки Венского леса",
Geschichten aus dem Wienerwald
(G'Schichten aus dem Wiener Wald)
миди, 213 кб, 14:40
mp3, 32 кбит/с, 2608кб, 10:51
Комментарий
По красоте второй после "Прекрасного голубого Дуная" у Штрауса и в целом мире вальс.
Главная вальсовая секция (первая) отличается нарушенной квадратностью. Квадратность это такое свойство законченной мелодии, когда число её тактов равно натуральной степени двух (обычно 8, 16 или 32 такта). Например, главная тема "Прекрасного голубого Дуная" состоит ровно из 32 тактов. Что же касается "Сказок", то в первой теме их - 44 по формуле 28+((4+4)+(4+4)).
В "Большом вальсе" есть замечательная сцена, с юмором сообщающая, как, якобы, возник этот вальс. Молодой Штраус и Карла Доннер весело импровизируют его на прогулке, подгоняя лошадь: "Кам он, май Роузи! Кам он, май Роузи!" Вечером их возница охотно рассказывает собеседнику: "Вот так мы и сочинили этот вальс: господин Штраус, я, госпожа Штраус и моя Рози".
Как сообщает "Википедия" (судя по стилю, информация, в свою очередь, дана Питером Кемпом), "Сказки Венского леса" - один из шести вальсов, в которые Штраус вставил партию цитры. Я, впервые услышав её с магнитной ленты, думал, что звучит гитара, что неудивительно, потому что гитара и цитра - инструменты-сёстры, происходящие от греческой кифары. Очевидно, что Штраус решил ввести в партитуру цитру потому, что во вступлении звучит мелодия в стиле лендлера (народного южнонемецкого танца, от которого произошёл вальс). Цитра же является народным инструментом в альпийских сёлах, и именно на ней часто исполняются лендлеры.
Собственными глазами игру музыканта на цитре во время исполнения "Сказок" я впервые видел по телевизору в новогоднем концерте оркестра под управлением маэстро Андре Рьё вечером 31 декабря 2007. Концерт записан в 1997 году для телекомпании "NDR".

Питер Кемп:
"Украшенное первое фортепианное издание вдохновенного вальса Иоганна Штрауса "Сказки венского леса" несёт почтительное посвящение композитора его высочеству князю Константину Гогенлоэ-Шиллингсфюрсту (1828-1896), а её премьера состоялась почти наверняка на частном суаре во дворце XVI века постройки "Аугартен" в Вене летом 1868 г. Письмо без даты, написанное композитору в том году княгиней Марией Гогенлоэ Шиллингсфюрст, гласит: "Милостивый государь, недавнее исполнение вашего прекрасного вальса принесло мне такое удовольствие, что я не могу не попросить вас принять маленькое напоминание о незабвенном вечере. Оно же напомнит вам и о других ваших тонко сделанных шедеврах, в т. ч. и о "Голубом Дунае", звуки которого пробуждают воспоминания о прекрасных часах. Ещё раз с благодарностью и большим уважением. Княгиня цу Гогенлоэ". (Что за "напоминание" послала княгиня, к сожалению, неизвестно.) С мая 1867 г. князь Константин занимал должность первого распорядителя императорского хозяйства и жил в резиденции Аугартен с женой Марией, урождённой княгиней Зайн-Виттгенштайн, дочерью многолетней возлюбленной Ференца Листа княгини Каролины Виттгенштайн. Благодаря связям Марии дворец Аугартен, расположенный на другом берегу Дунайского канала от центра Вены, стал фокусом культурной жизни австрийской столицы. (После II Мировой войны он стал и до сих пор является помещением венского хора мальчиков.)
22 июня 1868 г. Штраус дирижировал открытым исполнением "Сказок Венского леса" перед публикой в пять тысяч человек на "Летней песенной программе" венского мужского хорового общества в развлекательном заведении Карла Швендера "Новый мир" в венском пригороде Хитцинге. Но это не было публичной премьерой, потому что за три дня до того, 19 июня, в Фольксгартене на "Экстраординарном празднике новинок с фейерверками в пользу Иосифа и Эдуарда Штраусов" Иоганн лично дирижировал новым произведением под бурные аплодисменты и повторил его на бис четыре раза. Особенно сильное впечатление произвела большая интродукция длиной в 122 такта, своими деревенскими темами напоминающая о деревенском пейзаже Венского леса на на заросших восточных склонах Альп к северо-западу от Вены. Любопытно заметить, что за всю жизнь композитор так и не побывал в Венском лесу, поскольку боялся высоты даже невинного холма. Используя цитру (которую иногда заменяют другим струнным инструментом) и ритм лендлера в интродукции и коде, Штраус подчёркивает тесную связь между венским вальсом и крестьянской музыкой Нижней Австрии. Цитрист, изображённый в виньетке на обложке первого фортепианного издания, также подчёркивает эту связь; ещё художник изобразил разные деревенские сцены и забавы: стрельбу охотничьего клуба, парочку влюблённых в уединении и молодого человека, катающего шар в кегельбане под открытым небом.
Слушатели, знакомые с посмертной опереттой Иоганна Штрауса "Венская кровь" (1899 г.), узнают первую вальсовую тему "Сказок Венского леса" в интродукции к оперетте".


назад