Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Сербская кадриль
Serben-Quadrille
mp3, 64 кбит/с, 2,62 Мб 5:50
Комментарий
Питер Кемп:
"Среди сочинений, которые Иоганн Штраус посвящал представителям народов дунайской монархии, жившим в имперской столице в ранние годы его музыкальной биографии, "Сербская кадриль" занимает особое место.
"Сербская кадриль", которая впервые прозвучала в исполнении Штраус-оркестра под управлением Иоганна, несёт "почтительное посвящение композитора князю Михайле III Милошеву Обреновичу (1823-68), младшему сыну князя Милоша Обреновича (1780-1860). После отречения его отца в 1839 г. и смерти старшего брата Милана II Обреновича в 1840 г. он нследовал сербский трон. Вместе с отцом в августа 1842 г. князь был отправлен в изгнание, а на его место оказался избран Александр Карагеоргиевич (см. кадриль "Александр", соч. 33). В изгнании МИлош и Михайло поселились в Вене, где отец усиленно собирал вокруг себя поддержку, чтобы вернуться к власти в Сербии. (В 1858 г. Карагеоргиевич всё-таки потерял трон, и Милош ОБренович вернулся в качестве правителя. По его смерти Михайло наследовал ему и правил в течение второго периода до убийства в июне 1868 г.)
Одним из средств, которыми богатый князь Милош искал путей возвращения в Сербию, была организация балов для славянской диаспоры в Вене. Согласно заметке в "Берлинских известиях" от 16 февраля 1846 г. "28 января в залах "У золотой груши" прошёл сербский бал. По желанию князя Милоша, которыйприсутствовал на празднике соотечественников, молодой Штраус сочинил такназываемый "Сербский вальс" [sic!], который посвятил этому общественному собранию..." В свою очередь "Юморист" от 14 февраля того же года назвал новое сочинение кадриль по мотивам сербских песен, тогда как "Настоящее время" от 3 февраля 1846 г. писало о сочинении как о "Кадрили из сербских народных мелодий". Продолжая заметку о закрытом бале сербской общины, который прошёл 28 января 1846 г. в "Залах граций" (заведении, которое раньше было известно как "У золотой груши", находится в венском районе Ландштрассе), "Настоящее время" отмечало: "Собравшееся общество, как отмечалось, состояло из местных сербов и основных дружественных народов... Кадриль Штрауса приняли с потрясающими аплодисментами (и это не гипербола!). Преобладало всеобщее веселье, и никто не ушёл из танцевального зала не удовлетворённым до высшей степени" . Князь Михайло, присутствовавший на балу вместе с отцом, не только принял посвящение кадрили, но и заказал 4000 напечатанных экземпляров (вышли 20 апреля 1846 г.) у издателя Пьетро Мекетти, чтобы послать их сторонникам в Сербию (по данным "Иллюстрированной театральной газеты" от 15 января 1846 г.)
Примерно через полвека в письме к Густаву Дейвису (псевдоним Густава Давида), либреттисту оперетты Штрауса "Праздник яблок" (1894 г.), Иоганн вспоминал, что в молодости ему нравилась сербская музыка, процитированная, например, в "Сербской кадрили" (см. также "Славянское попурри", соч. 39). Иоганн Штраус дирижировал первым открытым исполнением "Сербской кадрили" 2 февраля 1846 г., опять-таки, в "Залах граций" на "Большом праздничном балу", афишированном как "Напоминание об эпохе "Золотой груши"". По этому случаю "Странник" от 7 февраля 1846 г. сообщал: "Из всех изюминок вечера выделяется "Сербская кадриль" Штрауса-сына. Эта пьеса удостоилась статуса шлягера благодаря экстраординарному приёму на сербском балу. Даже у этой большой аудитории она оказалась ослепительно успешной, и это последнее сочинение молодого маэстро по справедливости заслуживает аплодисментов за каждую секцию и троекратного повторения, что и произошло. Инструментовку и темы можно описать как превосходные, и эта кадриль одна из самых успешных, среди известных нам". "Залы граций" снова стали местом исполнения "Сербской кадрили", когда Штраус выступал на Славянском балу 10 февраля 1846 г. и исполнил также польку "Зора", соч. 17 чешского композитора Вильгельма Честимира Гутмансталя. Обе работы несколько раз потребовали на бис.
Отдельный интерес в "Сербской кадрили" вызывает первая тема в фигуре "Трени" (4 секция), которая, фактически, идентична второй теме в трио-секции "Сербского марша" Штрауса, напечатанного у Х. Ф. Мюллера в февраля 1847 г. без номера сочинения. Мелодия, цитированная в обеих работах, взята из славонской народной песни "Тамбурица ситним гласом ударасе". Вариацию этой мелодии можно услышать в финале I акта оперетты Карла Миллёкера "Нищий студент" (1882 г.) в исполнении Лауры: "Doch wenn's im Lied hinaus dann klinget, la la la la" ("Но если в песне выпевается ла-ла-ла-ла"). Вторая тема секции "Трени" "Сербской кадрили" обнаруживается в нотной записной книжке Штрауса, вёдшейся в период с августа 1843 г. до конца 1851 г. и в настоящее время хранимой в Хоктонской библиотеке Гарвардского университета. Первая и вторая тема секции №1 ("Панталоны") состоят из сербских народных мелодий, другие подобные примеры можно слышать в секциях №5 ("Пастушка") и №6 ("Финал").
Похоже, что князь Михайло заказал и выкупил только фортепианное переложение "Сербской кадрили", потому что окрестрового материала Мекетти не выпускал".


назад