Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Французская полька "Секунды"
Secunden-Polka française
mp3, 64 кбит/c, 1,48 Мб, 3:19
Комментарий
Питер Кемп:
"Российская столица Санкт-Петербург ещё лежала под толстым снежным ковром, а её озера подо льдом, когда в мае 1861 г. Иоганн Штраус приехал, чтобы начать пятый сезон летних концертов в вокзальном павильоне Павловска, но на первое выступление 26 (14) мая собралось не меньше, чем 6 тысяч человек. В письме Карлу Хаслингеру от того месяца Иоганн Штраус сообщал венскому издателю: "Отношение к Австрии стало только хуже, насколько это вообще возможно. Улучшилась только погода. Я даже играю на открытом воздухе. Я бы хотел, чтобы полька Хельмесбергеру получила название от адресата, и через несколько дней я пошлю полную партитуру. Я хочу, чтобы в Вене она прозвучала пораньше, т. е., это к Иосифу. Также вам будет выгодно прислать сюда польку из Вены прежде, чем я исполню её здесь. Бюттнер [российский издатель Штрауса в Петербурге] очень благородный (по отношению ко мне в недавнем прошлом) человек, но скупой по отношению к коллегам". (Отсылка к ухудшающимся отношениям России и Австрии намекает на Крымскую войну 1853-56 гг., напряжение достигло пика в 1863/64 гг.)
Шесть триумфальных лет в далёкой России свели Иоганна с влиятельными писателями, музыкантами, блестящими исполнителями, и он понял, что необходимо закрепиться и в венском мире искусства. В результате он посвятил польку для Хельмесбергера прославленному скрипачу, дирижёру, композитору и острослову Иосифу Хельмесбергеру-старшему (1828-93), директору в высшей степени престижного Общества друзей музыки в Вене. Как Штраус и просил, имя польке дал Хельмесбергер, который назвал изящное произведение полькой "Секунды". Название имеет отношение не ко временному отрезку, а к построению польки, в которой первая главная тема использует аккорды на секундных интервалах, и мелодия поднимается по гамме в сопровождении аккомпанемента. Именно этот интервал определяет характер пьесы.
Несмотря на ясно выраженное намерени играть польку в Павловске до недавнего времени считалось, что Штраус этого так и не сделал, а вместо этого продирижировал премьерой лично после возвращения в Вену осенью 1861 г. Впрочем сравнение дневника Ф. А. Циммермана, альтиста в российском окрестре Штрауса, подробно записывавшего программы концертов, с каталогом издательства Бюттнера предполагает иное. 27 (15) августа на бенефисе оркестра в Павловске Циммерман зафиксировал первое исполнение польки Иоганна под названием "Букетик". Полька с таким же названием в каталогах опубликованных работ Штрауса отсутствует. Очевидно, "Букетик" оказался успешным, потому что Циммерман сделал заметки о 22 исполнениях за оставшиеся 54 концерта 1861 г. Оркестровая партитура польки для Хельмесбергера, которую Иоганн послал Хаслингеру, сопровождается посвящением "герру Иосифу Хелмесбергеру" с заголовком: "Букетик воспоминаний"; под этим названием Бюттнер выпустил работу в России. Так же называлась и полька, которую "Цвишенакт" от 29 октября 1861 г. прорекламировал в ожидании выхода из издательства Хаслингера, и которая после этого появилась 17 ноября 1861 г. с уже переделанным названием: "Секунды". Разумно заключить, что полька, которую Иоганн играл в Павловске под названием "Букетик", та же самая, что в Санкт-Петербурге вышла как "Букетик воспоминаний", а в Вене как "Секунды".
Иоганн лично дирижировал венской премьерой польки "Секунды" вместе с премьерой польки "Фуриозо" (квазигалоп, соч. 260) 17 ноября 1861 г. в зале "Софиенбад" на первом публичном выступлении в родном городе после возвращения из России. Пьеса собрала единодушную похвалу венской прессы, так, например, "Цвишенакт" от 20 ноября отмечал: "Последние танцы Иоганна Штрауса, сочинённые в Санкт-Петербурге: полька "Секунды", кадриль "Шансонетки" и т. д., полны острых и привлекательных мелодий, свойственных каждому его сочинению и делающих таковые сразу же популярными. Венцы провели весёлый вечер".


назад