Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Без забот"
Sans-Souci-Quadrille
mp3, 64 кбит/с, 2,23 Мб 4:57
Комментарий
Питер Кемп:
"На первый взгляд кадриль "Без забот" была написана для концерта в кофейне А. К. Вольфсбергера "Sans-Souci" ("Без забот") в деревне Хинтербрюль под городом Мёдлингом, который был основан в Х веке и находится в нескольких километрах к юго-западу от Вены. Ко времени сочинения кадрили, предположительно в начале 1849 г., у Иоганна с оркестром было не так много ангажементов, кроме различных праздников и воскресных послеполуденных концертов у Фердинанда Доммаера в элегантном казино в Хитцинге. В итоге молодому капельмейстеру пришлось занимать, чтобы найти работу для себя и оркестра в селениях под Веной. Несмотря на активные научные исследования так и не удалось найти ни подтверждения тому, что в хинтербрюльском заведении "Без забот" было выступления, ни причин, по которым кофейня могла упоминаться в названии произведения Иоганна. Премьера кадрили "Без забот" не привлекла внимания венской прессы, которая на тот момент следила за гастролями Иоганна Штрауса-отца по Германии.
Альтернативную, хотя и недоказанную теорию о возможной причине написания кадрили "Без забот" недавно выдвинул Норберт Рубай из венского института Штраусоведения. Выпуск фортепианного переложения кадрили Штрауса "Без забот" был отрекламирован в "Вандерере" от 10 июня 1849 г., и работу называли "оригинальной". 16 июня "Венская всеобщая театральная газета" поместила обзор новых танцев композитора, вышедших в издательстве Пьетро Мекетти. Среди прочего текст гласил: "Просто перечитаем названия и увидим, что в них содержится то, что так нужно сегодня. Мы рады "Музыке единства" [соч. 62], а "Без забот" легко идёт следом". Указывая на это объявление, Рубай пытается установить связь между названием кадрили и дворцовым парком "Сан-Суси" в Потсдаме, который в то время был резиденцией прусских королей. Он обращает внимание на характер сочинения, "которое ритмически и мелодически напоминает прусский марш в каждой секции. Особенно это слышно в "Панталонах" [секция 1], "Курице" [секция 3] и Финале [секция 6]". Далее Рубай обращает внимание на политические события: 28 марта 1849 г. Франкфуртское национальное собрание избрало прусского короля Фридриха Вильгельма IV (1795-1861) императором Германского союза. Ключевым решением было изгнание Австрии из новой империи, поэтому 3 апреля 1849 г. Фридрих Вильгельм отказался от титула императора, заявив, что он мог бы принять корону, которую по своей воле предлагают немецкие князья, но никогда не нагнётся, "чтобы поднять корону из грязи". Отказ Фридриха Вильгельма стал решающим ударом по собранию и по надеждам на немедленное объединение Германии. Норберт Рубай предполагает, что, возможно, внимание политиков того времени к событиям во Франкфурте и особенно в Потсдаме подало Иоганну Штраусу идею создать кадриль "Сан-Суси". Он делает вывод: "Поэтому Штраус мог быть уверен, что не нанесёт оскорбления австрийской политике "прусским сочинением". Более того, оно не могло и повредить потенциальным будущим гастролям оркестра по прусским приглашениям".
Хотя мы и не знаем точных причин Иоганна для написания кадрили "Сан-Суси", это не лишает нас наслаждаться красотой танцевального сочинения. В отсутствие оригинальной партитуры используется восстановленная".


назад