Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Русский марш
Russischer-Marsch
mp3, 32 кбит/с, 899 кб, 3:50
Комментарий
Произведение представляет собой сплав собственно марша, танца и симфонии. Оно не совсем удачно, первая тема звучит искусственно и неживо.

Этим маршем заканчивалась передача "Прогулки с Иоганном Штраусом", которую вёл сэр Питер Устинов. Очевидно, Штраус написал его к последнему приезду в Петербург в 1887 году. Как рассказал сэр Питер, это были уже не сезонные гастроли, как тридцать лет тому назад, а коммерческий тур на три концерта. Однако, сёстры милосердия, чья организация устраивала приезд маэстро, упросили его остаться на целых десять вечеров. Штраус с женой Аделью жил в гостинице "Европа" на Михайловской улице (в советское время - улица Бродского, не поэта, а художника). Напротив гостиницы было здание императорского балета, там Штраус дирижировал концертами. Передачу сэр Питер заканчивал в номере, где останавливались композитор с супругой, на стене висели их портреты, точно не знаю, повешенные для съёмок, или висящие там в память о высоком госте.

Питер Кемп:
"Русский марш, один из "харáктерных" маршей Иоганна Штрауса, принадлежит к той группе сочинений, которой венский маэстро очаровывал публику на серии благотворительных концертов в Санкт-Петербурге в 1886 г. Эта поездка по приглашению российского общества Красного креста и общества попечительства над детьми стала его последним приездом в Россию и состоялась через 17 лет после последнего летнего концерта в Павловске в 1869 г. За эти годы произошло много изменений, после убийства нигилистами царя Александра II в 1881 г. самодержавная власть перешла его сыну Александру III (1845-94). Двор, который окружал нового царя, уже мало помнил российскую жизнь тридцатилетней давности, но хорошо знал репутацию Штрауса как любимца публики и фаворита царской семьи во время его триумфальных "русских сезонов" в Павловске в 1856-65 гг. Появление венского маэстро в Санкт-Петербурге в 1886 г. вызвало "штраус-лихорадку"; магазины продавали портреты, бюсты и статуэтки композитора-дирижёра, а один делец даже выпустил сигареты "Штраус" с изображением Иоганна на пачке.
Местом проведения благотворительных концертов Штрауса стал просторный манеж кавалергардского полка в Санкт-Петербурге, а музыку играл оркестр русской императорской оперы в 80 человек. Профессор К. Зике дирижировал симфонической частью программы, а Иоганн - только собственными сочинениями.  Большинство этих работ снискало популярность ещё в Павловске в 1850-х - 60-х, но было и несколько новых, например, полька "Смотрины невесты" (соч. 417) и вальс "Моё сокровище" (соч. 418), основанные на темах последней успешной оперетты "Цыганский барон" (1885 г.). И ещё Штраус сочинил 4 произведения специально для гастролей в России в 1886 г.: 2 вальса, польку и марш. На третьем концерте 29 (17) апреля он представил "Marche des Gardes a Cheval" ("Марш конной гвардии"), написанный как подношение царской охране, в чьей ездовой школе проходили концерты.
Хотя "Марш конной гвардии", несомненно, "особенно интересен", как отмечал критик санкт-петербургской газеты, похваливший также польку-мазурку "Mon salut", она же "На Волге", название не совсем соответствует характеру пьесы. Она далеко от кавалерийского марша в стиле, например, "Марша великих князей" (соч. 107) или марша "Карусель" (соч. 133); она скорее описывает, как русская пехота с тяжёлой выкладкой с трудом идёт сквозь снег, а диминуэндо в конце изображает уходящих вдаль солдат. Поэтому маршу намного лучше подходит название, под которым венской публике Иоганн представил его в качестве бис-номера после бенефиса Эдуарда Штрауса в Музикферайне 7 ноября 1886 г.: "Русский марш". Под этим же названием Август Кранц напечатал работу с посвящением композитора "Его величеству Александру III, императору всероссийскому и прочая, и прочая".


назад