Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Фантазия "В русской деревне"
Im russischen Dorfe, Fantasie
mp3, 64 кбит/с, 3,28 Мб, 7:19
Комментарий
Питер Кемп:
"Иоганн Штраус проводил летние месяцы с 1856 по 1865 гг. в Павловске, в России, в качестве музыкального устроителя по приглашению царскосельской железной дороги в Сакнт-Петербурге. В 1869 г. он вернулся ещё на один сезон ради брата Иосифа, который хотел утвердиться здесь как преемник Иоганна; поэтому оба участвовали в ежедневных концертах.
Под мягким, но надёжным присмотром супруг Йетти, на которой он женился в 1862 г., Иоганн всё больше обращал свой талант на сочинение оперетт. Во время работы над вторым сценическим произведением "Карнавал в Риме" он неожиданно получил приглашение от управления российской железной дороги открыть концертный сезон 1872 г. в Павловске серией вечеров. Идея ему понравилась, и 24 января 1872 г. венский "Иностранный листок" сообщил: "Весной он поедет в Санкт-Петербург, где получит 1290 рублей серебром за короткое пребывание, а летом - в Баден-Баден, где во время основного сезона ему выплатят по контракту 42 000 франков". Подписав договор на гастроли в России, Иоганн начал готовить программу. Любимец российской публики имел хорошую возможность познакомиться с русской народной музыкой во время предыдущих поездок; он сочинил две "характерные пьесы" в русском стиле: "Русский марш-фантазию" (соч. 353) и фантазию "В русской деревне".
Но в это время поступило ещё более соблазнительное предложение на лето поучаствовать во Всепланетном юбилее мира и международном музыкальном фестивале в Бостоне в Соединённых Штатах. Подавив вечный страх перед путешествиями ради хорошего денежного вознаграждения, венский король вальса принял американское предложение и вместе с Йетти поехал в Бостон на юбилей. Он мог наивно полагать, что его популярность в России предотвратит судебный иск от железной дороги, контракт с которой он нарушил. Но если он и вправду так думал, то ошибался, потому что управление железной дороги начало процесс, который дорого ему обошёлся.
Штраусы возвращались из Нового Света через модный немецкий курорт с минеральными водами Баден-Баден, где Иоганн должен был дать "праздничный бал" и 12 концертов. Они продлили гастроли, чтобы переждать венскую вспышку холеры, и провели несколько дополнительных концертов. Серия "гранд-концертов" проходила в большом зале баден-баденского Дома бесед, первое выступление Иоганна состоялось 3 августа 1872 г. с местным оркестром, он продирижировал тремя вещами: вальсом "Жизнь артиста" (соч. 316, 1867 г.), "Египетским маршем" (соч. 335, 1869 г.) и полькой "Трик-Трак" (соч. 214, 1858 г.) На этом представлении Штраус разделил гонорар с дирижёром местного оркестра Мирославом Кённеманом. На четырнадцатом "гранд-концерте" во вторник 17 сентября 1872 г. Иоганн исполнил уже хорошо известные вальсы "Радуйтесь жизни" (соч. 240, 1870 г.) и "Вино, женщины и песни" (соч. 333, 1869 г.), а также представил новинку: фантазию "В русской деревне". Местная газета "Бадеблатт фюр ди гроссхерцоглихе Штадт Баден" ("Курортный листок великогерцогского города Баден") следила за музыкальными выступлениями в Доме бесед и 28 сентября написал, что "Иоганн Штраус недавно подарил нам несколько новых сочинений. Например, очаровательную, богато окрашенную национальную фантазию "В русской деревне"..."
Реклама 14-го "гранд-концерта", появившаяся в "Курортном листке" в день представления (17 сентября) гласила, что "В русской деревне" посвящается "госпоже баронессе де Кас" [sic!], видимо, жене французского министра иностранных дел Луи-Шарля Деказа (1819-86), старшего сына французского государственного деятеля герцога Эли Деказа (1780-1860). Адресат посвящения, чьё имя на обложке первого фортепианного издания "В русской деревне" выглядит как "баронессе Л. Деказ, урождённой графине Штакельберг", была гостьей самого аристократичного курорта в окрестностях Шварцвальда.
Иоганн исполнил фантазию в Баден-Бадене только один раз, а венцы услышали её, когда Эдуард Штраус, незадолго до того награждённый султаном Турции за вальс "Почтение" (соч. 88), исполнил его со Штраус-оркестром в первый день Нового 1873 года на променад-концерте в Музыкальном объединении.
Поиски оригинальной партитуры продолжаются, но она, похоже, утрачена. Интересно, что сочинение не числится в каталоге Штраус-оркестра от 1901, составленном Эдуардом Штраусом. Одну из оркестровок сделал профессор д-р Макс Шёнгерр (1903-84)".


назад