Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Ротонда"
Rotunde Quadrille
mp3, 64 кбит/с, 2,41 Мб, 5:22
Комментарий
Питер Кемп:
"Иллюстрация на титульном листе первого фортепианного издания кадрили Иоганна Штрауса "Ротонда" изображает соответствующее большое строение, которое было воздвигнуто на просторах Пратера как символический центр Всемирной выставки-1873 в Вене. Монументальное здание диаметром 108 метров и высотой 84 метра выросло за рекордно короткое время благодаря дуисбургской фирме Харкорта по чертежам английского корабела Джона Скотта Рассела и под руководством Карла Хазенауэра, который также отвечал за отделку более чем 200 зданий выставки на площади в 16,2 га. Как отмечал современник строительства, главное архитектурное украшение выставки не обошлось без критики: "Из-за необходимости, уместности, внешнего вида и большой стоимости Ротонды было много споров. Мы только хотели бы заметить, что это самое большое крытое из круглых зданий. Собор святого Петра в Риме и собор святого Павла в Лондоне уступают в диаметре, шпиль новой церкви "Вайсгерберкирхе" в Вене [3-й район] может поместиться внутри. Вряд ли она вызовет претензии к эстетической стороне. Но нет единства мнений о её использовании после выставки. Едва ли её можно приспособить под музыкальные представления, потому что акустика там минимальная". Ротонда стояла как венский символ до 18 сентября 1937 г., когда полностью сгорела.
Всемирная выставка в Вене была пятой по счёту после лондонских 1851 и 1862 гг. и парижских 1855 и 1867 гг.; 1 мая 1873 г. её открывал бургомистр Каэтан Фельдер. Она представляла последние международные достижения науки, оружия, кораблестроения, торговли, промышленности, сельского хозяйства и искусства в 18-ти разных секторах. После 20-ти лет планирования решающую санкцию на выставку дал австрийский император Франц Иосиф, который видел жиненно необходимым повысить престиж дунайской монархии после ужасных поражений в 1859 и 1866 гг. На событие приехало более 7 миллионов посетителей, но это оказалось на 13 миллионов меньше ожиданного, и мероприятие закрылось 2 ноября 1873 г. с убытком в 19 миллионов гульденов - это было неизбежно после краха на венской бирже 9 мая ("чёрная пятница") и вспышки холеры в июле (от которой в Вене умерло 2983 человека), а также от завышенных цен на гостиницы, которые отпугнули многих несостоявшихся посетителей выставки.
Кадриль Штрауса "Ротонда" несёт посвящение генеральному директору выставки австрийскому императорскому уполномоченному его провосходительству барону Вильгельму фон Шварц-Зенборну, который после острых ссор с руководителями был смещён с поста 18 июня, вскоре после открытия выставки. В сочинении звучит только материал из второй оперетты Иоганна "Карнавал в Риме", премьера которой прошла в венском театре "Ан дер Вин" 1 марта 1973 г. Хотя она снискала больше популярности, нежели предшественница: "Индиго и сорок разбойников" (1871 г.), ей не удалось привлечь общественный интерес выше умеренного; а вот пяти танцам, которые Иоганн сделал на основе её превосходных мелодий, удалось. К большой и справедливой досаде Иоганнова брата Эдуарда Штраус-оркестр (теперь полностью руководимый Эдуардом) не получил официального статуса оркестра Всемирной выставки: эта честь досталась Юлиусу Лангенбаху и его оркестру из Эльберфельда в Германии, который получил контракт от барона фон Шварц-Зенборна по специальной просьбе Иоганна. Именно с этим коллективом Иоганн дирижировал премьерой кадрили "Ротонда". Хотя оркестр Всемирной выставки начал концерты в Пратере 11 мая, Иоганн встал у дирижёрского пульта не раньше 16 мая. Нехватка газетных сообщений делает невозможноым определение точной даты премьеры кадрили, кроме того, что она состоялась в Пратере в мае. Первое фортепианное издание новой работы вышло у Фридриха Шрайбера 2 июля вместе с 4-мя другими танцами (соч. 356-359), который Штраус создал из тем "Карнавала в Риме"".


назад