Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
"Кавалерийский марш"
Reiter-Marsch
mp3, 32 кбит/с, 695 кб, 2:58
Комментарий
Торжественный и одновременно весёлый истинно австрийский марш.

Наксос и Питер Кемп.
17 февраля 1887 года "Иллюстриртес Винер Экстраблатт" сообщил читателям: "Иоганн Штраус, наконец, нашёл либретто. Маэстро, который с прошлого лета приступал к трём либретти, но бросал работу, полностью отказался от "Прогулки духа", "Сальватора Розы" и "Бергенского плута", и выбрал либретто г-на Виктора Леона. Последний теперь молодой человек, ставший известным благодаря "Двойнику" [музыка Альфреда Цамары], который шёл в Мюнхене и других городах. Мы по-настоящему рады тому, что наш любимец Жан может, в конце концов, приступить к работе, потому что дальнейшие задержки лишат нас удовольствия слушать новую работу Штрауса в ближайшем сезоне".
Либретто, которое так воспламенило воображение 61-летнего Штрауса и побудило его заключить контракт с относительно неопытным венским либреттистом Виктором Леоном (псевдоним Виктора Хиршфельда, 1858-1940), называлось "Симплициус симплициссимус" и являлось трактовкой известного романа Х.Я.К. фон Гриммельсхаузена "Симплициссимус", написанного в 1669 году, а задуманного ещё во время Тридцатилетней войны. Леон признавал, что его целью было "преодолеть оперетточную бессмыслицу" (позже он был соавтором либретто "Весёлой вдовы" Франца Легара), и это совпало с желанием Иоганна Штрауса добиться более серьёзных доходов от театра. Композитор намеревался создать современную драму с музыкой, хотя его контракт (подписанный 8 апреля 1887 года) с театральным агентом Густавом Леви описывает "Симплициуса" как "оперетту (комическую оперу)". Работа появилась на сцене венского театра "Ан дер Вин" 17 декабря 1887 года под названием "Симплициус, оперетта в двух актах с прелюдией".
Из большого количества мелодий, которые он потратил на партитуру "Симплициуса", композитор аранжировал шесть отдельных оркестровых номеров, которые Август Кранц своевременно опубликовал после премьеры оперетты: вальс, марш, кадриль и три польки. Позже издательский дом Кранца выпустил две следующие работы на темы из "Симплициуса": "Старонемецкий вальс" (1888 год) и вальс "Юношеская любовь" (1890). Первым из работ был напечатан "Кавалерийский марш", его премьера в исполнении Штраус-Оркестра состоялась под управлением Эдуарда Штрауса в золотом зале музыкального объединения 15 января 1888 года. Впрочем, возможно, что представление было и раньше почти на месяц, 18 декабря 1887 года, на следующий после премьеры "Симплициуса" день, когда Карл Комзак-младший (1850-1905) дирижировал концертом оркестра добровольческого крестьянского пехотного полка №84 в венском Фольксгартене. Программа концерта включала и первое исполнение вещи, которая обозначалась как "Симплициус-марш", хотя, с большой долей вероятности это был "Кавалерийский марш". "Кавалерийский марш" снискал большой успех и немедленно вошёл в репертуары других военных оркестров, расквартированных по Вене.
Бóльшая часть написанной Иоганном партитуры "Симплициуса" была создана в Кобурге летом 1887 года, где композитор жил с женщиной, которой предстояло стать его третьей женой, с Аделью Штраус (урождённая Дойч, 1856-1930). Штраус и его бывшая жена Лили Дитрих (1850-1919) уже разошлись по взаимному согласию, но т.к. католическая церковь не признавала разводов, новая пара должна была перейти в протестантизм, а затем - в подданство Кобург-Сакс-Гота, чтобы вступить в законный брак. (Своей цели они в итоге достигли 15 августа 1887 года после личного участия герцога Сакс-Кобург-Готского Эрнста II.) Одно из первых писем Иоганна, написанных в Кобурге, от 22 июня 1887 года, сообщает адвокату и другу Иосифу Труттеру (1839-1911), что автор "втайне просчитался с австрийскими праздничными выкриками в партитуре ["Симплициуса"]". "Симплициус", действительно, наполнен такими возгласами радости, которые на австрийском диалекте называются "юхецер"; например, в трио (2В) оркестровой версии "Кавалерийского марша".
Для главной мелодии "Кавалерийского марша" Иоганн Штраус обратился к началу прелюдии ("Жилище отшельника в лесу"), к "Кавалерийской песне", исполненной Иосифом Йозефи (настоящее имя: Иосиф Иххойзер, 1852-1920) в роли отшельника. Обозреватель "Фремден-блатта" 18 декабря 1887 года сообщал: "Он [отшельник] был гордым солдатом перед тем как надел власяницу затворника, и его созерцательный настрой волшебным образом сменился на свежую, волнующую кавалерийскую песню, когда его слуха коснулась давно забытая труба войны. Эта очаровательная мелодия ("Auf's Pferd!, auf's Pferd!" ("По коням! По коням!")) сорвала несдержавшиеся аплодисменты и вместе с некоторыми номерами в ночь премьеры повторялась по требованию зала. Словно предсказывая успех "Кавалерийской песни" в народе, Штраус сделал так, чтобы она повторилась в конце второго акта оперетты. Оркестровый "Кавалерийский марш" собран из следующих мелодий оперетты:
Тема 1А - I акт, №1, отшельник: "Auf's Pferd!, auf's Pferd!"
Тема 1В - продолжение данной арии.
Трио 2А - акт II, выход и хор №8: Арним: "D'rum sagt ich dir, ade,o Universität!" (в парном размере).
Трио 2В - Появляется в течении маршевой секции (размер 2/4) увертюры, но в сочинении 428 обзначено размером 2/2.
(Примечание: вышеприведённый анализ основывается на клавире "Симплициуса" от издательства Августа Кранца в Гамбурге. Поскольку в этих нотах произведение названо "опереттой в трёх актах", а не "опереттой в двух актах с прелюдией", как это напечатано на афишах премьерного вечера, то акт I и прелюдия должны считаться одним и тем же.)

Мейлих, как вы помните, писал о провале "Симплициуса", что я и перепечатал в краткой биографии Штрауса.


назад