Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Танцы для бала в ратуше"
Rathaus-Ball-Tänze, Walzer
mp3, 64 кбит/c, 3,86 Мб, 8:36
Комментарий
Питер Кемп:
"Воздвижение монументальной Новой ратуши в Вене началось 25 мая 1872 г. торжественным извлечением первой лопаты земли. Немецкий архитектор Фридрих фон Шмидт описывал свой проект как "основанный в художественном и техническим отношении на Средневековье", его можно "назвать готическим зданием... Особый тип готики, к которому я обратился, это стиль, преобладавший по всей Центральной Европе во второй половине XIII века". 14 июня 1873 г. прошла церемония закладки первого камня в основание в присутствии австрийского императора Франца Иосифа, и, наконец, 7 октября 1882 г. Вена получила новую высотную доминанту, когда на высоте 98 метров был воздвигнут "Железный человек", венчающий центральный шпиль ратуши. Эта статуя в броне и со знаменем в руке, а также изображение новой ратуши оказалась на обложке первого издания фортепианного переложения вальса Штрауса "Танцы для бала в ратуше", который композитор посвятил "своему любимому родному городу - Вене". Торжественное первое заседание магистрата в новом здании прошло в июне 1885 г., а 12 февраля 1890 г. был открыт новый банкетный зал, и в нём прошёл первый "бал города Вены". Два нанятых на праздник оркестра располагались в противоположных концах зала; это были Штраус-оркестр под управлением Эдуарда Штрауса и оркестр 4-го собственного венского полка "Хох- и Дойчмайтер" под управлением своего капельмейстера - К. М. Цирера. Честь первого музыкального посвящения выпала вальсу Иоганна Штрауса "Танцы для бала в ратуше", который начинается с цитаты в темпе умеренного марша из самого известного вальса: "У прекрасного голубого Дуная", который уже успел стать символом имперской Вены. Эта грандиозная интродукция подводит к радостной патриотической вспышке первой вальсовой темы, которая устанавливает тон для других мелодий, разворачивающихся в свою очередь. Кода основана на дальнейшем цитировании "Прекрасного голубого Дуная" и отсылках к австрийскому гимну Гайдна "Боже, храни". Но больше всего вечер запомнился вальсом Карла Цирера "Венские граждане" (соч. 419) - настоящим венским танцем, который посвящался "магистрату города Вены" и до наших дней остаётся намного более известной работой из тех двух посвящений.
На письме Иоганна Штрауса от 25 февраля 1892 г. Фрицу Зимроку, издателю "Танцев для бала в ратуше" есть интересный постскриптум. Иоганн жалуется, что нашёл ошибку в переложении для фортепианного дуэта вальса, "которая портит всю мелодию; этой ошибки нет ни в партитуре, ни в партиях, и в переложении для фортепиано соло. Тем более я несу ущерб как композитор, и у меня больше оснований считать своё исполнение продуманным, чем у Вас, мой любящий поспорить друг Фриц. Вы успешно изувечили меня. После этого, должен ли я пожелать Вам всего доброго? Разумеется, я пожелаю этого в любом случае!""


назад