Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Песни Радаманта"
Rhadamantus-Klänge. Walzer
mp3, 64 кбит/c, 3,62 Мб, 8:05
Комментарий
Питер Кемп:
"19 ноября 1850 г. Иоганн Штраус с оркестром вернулся в Вену из Варшавы после месячных гастролей, которые прошли по "всем титульным землям императора и короля, Пруссии и российской Польше". Целью был Берлин. Но из-за политических разногласий между Пруссией и Австрией гастроли ограничились Ратибором (ныне Рацибуж), Бреслау (ныне Вроцлав) и Каттовицем (ныне Катовице), сегодня все эти города принадлежат Польше. По его возвращении венская пресса сообщила, что он планирует следующей весной выступать с оркестром в Санкт-Петербурге. В реальности Штраус ступил на российскую землю только в 1856 г.
Вскоре после возвращения в родной город Иоганн сосредоточился на участии в балах, для которых он планировал сочинять ввиду приближающегося венского карнавала 1851 г. Среди произведений появился и вальс "Песни Радаманта", судя по названию, написанный для праздника студентов юридического факультета венского университета. В греческой мифологии Радамант был сыном Зевса и Европы, братом Миноса, критского царя, и Сарпедона, который пал на Троянской войне. Согласно позднейшим легендам, Радамант был одним из трёх судей Аида; двумя другими - Минос и Эак, чьим назначением было расспрашивать новоприывшие души и определять их окончательную судьбу, направляя души, у которых перевесило добро, на Елисейские поля, а злых осуждая на огонь Тартара. Штраусово представление о подземном мире выразилось в соответствующем предваряющем пассаже интродукции к "Песням Радаманта".  (Позже в том же году Штраус изобразил другое, более успешное, представление ада в ритме трёх четвертей: "Адские крики Мефистофеля".)
Интересно, что венская пресса того времени не поместила сообщений ни о премьере вальса, ни о мероприятии для студентов-юристов, поэтому время и место первого исполнения работы остаются под вопросом. При небольшом интересе, который вызвали "Песни Радаманта", отметим, что Эдуард Штраус, самый младший брат композитора, позже счёл открывающий вальс (тема 1А) достаточно стоящим, чтобы включить его в попурри "Венок вальсов Иоганна Штрауса" (соч. 292), оно же "Собрание самых любимых вальсов с 1844 г. по наши дни", которое он подобрал и аранжировал для исполнения Штраус-оркестром 14 октября 1894 г. на праздновании 50-летия публичного дебюта Иоганна как дирижёра и композитора".


назад