Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька "Процесс"
Prozess-Polka schnell
mp3, 64 кбит/с, 1,06 Мб 2:23
Комментарий
Питер Кемп:
"На обложке первого издания фортепианного переложения польки Иоганна Штрауса "Процесс" от 1865 г. была очаровательная иллюстрация. Мужчина и женщина спорят, между ними разворачивается бумажный свиток с названием сочинения, а ангел с повязкой на глазах держит меч и весы. Изображение символизирует развод, но нарисованные лица до жути напоминают самого Штрауса и его жену Йетти, непонятно, для чего.
"Процесс" это одна из самых буйных в числе быстрых полек Иоганна. Дело в том, что во время её написания Иоганн мог пребывать в хорошем настроении, потому что в неприятную тяжбу втянули не его, а его брата Эдуарда! Время от времени, враги венской "вальсовой династии" предпринимали атаки на братьев Штраусов. Поскольку нападки на Иоганна (в период 1850-55 и 1860-61 гг.) и Иосифа (в 1858-59 гг.) оказались безрезультатны, критики нацелили свои тирады на младшего из братьев, Эдуарда, который вышел на музыкальную арену сначала как бальный дирижёр (с 1861 г.), а со следующего года - как концертный. Влиятельный основатель и главный редактор "Форштадт-Цайтунг" Эдуард Хюгель (1816-87) напечатал в №360 своего издания "открытое письмо герру капельмейстеру Эдуарду Штраусу, известному как "милый Эди"", где (среди прочего) оспаривал право этого Штрауса называться "капельмейстером", утверждая, будто у Эдуарда не было никаких способностей к дирижированию и никакого таланта к композиции, а также описывая его как "непримечательную личность", "ноль" и "дилетанта". Задетый оскорблениями в статье Эдуард Штраус начал дело против Хюгеля через прокуратуру. На судебном слушании 17 февраля 1865 г. Хюгель утверждал, что в своей статье просто "хотел пошутить"; оправдываясь за слово "ноль" он представил печатные издания всех сочинений Эдуарда Штрауса, разложил их на столе и сообщил, что в них всего 1800 тактов - столько, сколько дилетант сочиняет за год. Хотя сам Хюгель подал встречный иск против Эдуарда Штрауса за "опорочение" и "ущерб репутации", прокуратура посчитала, что статья Хюгеля была оскорбительной и не относилась к художественной критике, после чего суд вынес решение в пользу Эдуарда Штрауса. Хюгеля, который позже стал городским советником, приговорили к штрафу и опровержению статьи. (В 1867 г. соперник Штраусов К. М. Цирер посвятил вальс "Хронисты венских балов" (соч. 84) Эдуарду Хюгелю.)
Иоганн Штраус написал польку "Процесс" для "господ студентов-юристов венского университета" и посвятил её им по случаю их бала в зале "Софиенбад" 31 января 1865 г.  "Фремден-Блатт" от 2 февраля 1865 г. отмечал присутствие весьма многочисленной избранной комании которая воодушевлённо танцевала до рассвета под музыкальную программу, которая включала не только Иоганнов "Процесс", но и тематический вальс Иосифа "Деяния" (соч. 174), который брат сочинил специально для праздника. Работа Иоганна в виде фортепианного переложения от издательского дома К. А. Шпины (вышла 6 февраля 1865 г.) продавалась отлично. Оркестровая версия последовала 23 июня 1865 г. одновременно с французской полькой "Эпизод", соч. 296".


назад