Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Променад-кадриль
Promenade-Quadrille
mp3, 64 кбит/с, 2,13 Мб, 4:46
Комментарий
Питер Кемп:
"Слушатели, знакомые с посмертным балетом-компиляцией Штрауса "Голубой Дунай" (1924 г.), составленного Леонидом Массином и Роже Дезормьером, без труда узнают во вступлении к балету первые две темы из первой ("Панталоны") и третьей ("Курица") фигур, или секций, Променад-кадрили Иоганна.
"Променад-кадриль" была вкладом Иоганна в "Большой майский праздник пробуждения природы под названием "Цветочная мозаика"", проходивший в венском фольксгартене 23 мая 1851 г. Организатор мероприятия Иоганн Баптист Корти ввиду плохой погоды был вынужден несколько раз откладывать празднование. Даже в окончательный день представления погода была такова, что многие из собравшейся публики, были в накидках и плащах, но Корти, несомненно, радовался делам: он был не только организатором "Майского праздника", но и хозяином кофейни в Фольксгартене! В продолжение темы праздника: Корти не экономил на искусной отделке помещения. Как писал репортёр из "венской всеобщей театральной газеты" в номере от 25 мая 1851 г.,"Элегантные цветочные гирлянды, связанные яркой тканью, богатые растительные уркашения открывали взору очень красивую картину; вдобавок прибыло два превосходных оркестра под управлением капельмейстеров Иоганна Штрауса и [Йозефа] Лимана, которые сделали всё, чтобы выбрать для публики самые лучшие пьесы и лучшим образом их сыграть. Для этого вечера герр Штраус создал и исполнил новую кадриль под названием "Променад-кадриль", которая по яростному требованию была сыграна заново da capo ввиду её оригинальных, мелодичных и эффектных фигур".
В результате напряжённой работы на карнавальных приглашениях 1851 г. 24-летний Иоганн Штраус не выдержал и слёг накануне Покаянного вторника - последнего дня ежегодного праздника. Упадок физических и нервных сил был настолько серьёзен, что некоторые газеты даже сообщили о его смерти. Как писал профессор Франц Майлер: "Штраус нуждался в отдыхе, и даже неизменный поток новых сочинений иссяк". Иоганн использовал вынужденный перерыв себе на благо и после основательных переговоров с издателем его покойного отца, Карлом Хаслингером, достиг с ним соглашения о том, что фирма Хаслингера берёт на себя выпус всех сочинений Иоганна-младшего (начиная с вальса "Идиллия", соч. 95). Когда в мае 1851 г. Штраус снова взял перо композитора, он был очень осторожен, и "Променад-кадриль" оказалась его единственной весенней новинкой после карнавала. Это может отчасти объяснить необычное (хотя и не единственное) явно "трудосберегающее" качество первой фигуры ("Панталоны"), где Иоганн использует вариацию первой мелодии (1А) для создания второй (1В) вместо сочинения полностью свежего мелодического материала. Источник этих тем (а также частей 1С, 2А, 2В и 6А) обнаруживаются на одной и той же странице самой ранней нотной записной книжки Иоганна за период с августа 1843 г. до конца 1851 г., которая ныне хранится в собрании Хоктонской библиотеки Гарвардского университета".


назад