Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька-мазурка из оперетты "Летучая мышь" ("Счастлив тот, кто забывает"/"Весел тот, кто идёт мимо горя и забот")
Glücklich ist, wer vergisst - Polka-Française
миди, 8 кб, 1:12
mp3, 64 кбит/с, 2,36 Мб, 5:22
Комментарий
В сборнике Жанны Металлиди, из которого использовались ноты для миди-файлы, это произведение обозначено как "полька-мазурка". Видимо, это сочинение №368 "Весел тот, кто идёт..."

Питер Кемп:
"Полька-мазурка "Счастлив тот, кто забывает" принадлежит к циклу оркестровых номеров, созданных Иоганном Штраусом на основе мелодий, отобранных из его самой успешной работы для сцены - "Летучей мыши", которая впервые прошла в театре "Ан дер Вин" 5 апреля 1874 г.
Параллельно сочинению "Летучей мыши" Иоганн в 1873 г. начал приготовления к напряжённому турне по Италию с прославленным немецким оркестром Юлиуса Лангенбаха, с которым Иоганн впервые познакомился в Баден-Бадене в 1871 г. и которым он дирижировал на венской Всемирной выставке 1873 г. Штраус-оркестр под управлением Эдуарда Штрауса уже был задействован на представлениях в Вене, поэтому его нельзя было использовать для гастролей в мае 1874 г. Окончательная утряска деталей итальянской поездки так затянула Иоганна, что у него почти не осталось времени на сочинение обычных танцев на темы последней оперетты. Полька "Летучая мышь" (соч. 362), кадриль "Летучая мышь" (соч. 363) и чардаш вышли вскоре после премьеры,  но остальные: полька "Тик-так" (соч. 365), полька "У Влтавы" (соч. 366), вальс "Ты и ты" (соч. 367) и полька мазурка "Счастлив тот, кто забывает" (соч. 368) появились заметно позже. В свете большого успеха "Летучей мыши" удивительно, что Иоганн Штраус не проявил большой заинтересованности в представлении этих танцев своей основной публике; наверное, поэтому "У Влтавы" и "Счастлив тот, кто забывает" стали условно редкостями.
"Счастлив тот, кто забывает" получила название и вступительную мелодию от припева застольной песни из I акта которую поют Альфред и Розалинда; вторая мелодия тоже звучит в I акте, у Адели, Розалинды и Айзенштайна: ""So muss allein ich bleiben" ("Итак, я должна остаться одна"). Главная тема трио-секции польки использовалась в балете для II акта, где она была частью "русского" танца. Источник второй темы три неизвестен: она может быть из материала, не вошедшего в окончательную версию постановки, или же Иоганн сочинил её специально для польки. Также нет и точной даты первого исполнения польки "Счастлив тот, кто забывает". Скорее всего, пьеса впервые прозвучала в октябре или ноябре 1874 г. но не у Штраус-оркестра, а у одного из военных оркестров, которых в то время в Вене было много".


назад