Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Шутка "Перпетуум мобиле" ("Вечный двигатель", "Вечное движение")
Perpetuum mobile, Scherzo
миди, 54 кб, 2:50
mp3, 32 кбит/с, 695 кб, 2:58
Комментарий
Шутка довольно известна, в частности она звучит в заставке к мультфильму "Незнайка на Луне". Но несмотря на остроумную идею и композицию она недостаточно легка и остра.

Как рассказывал сэр Питер Устинов, изначально это произведение предназначалось для Вены, но большого успеха не снискало. Тогда Штраус переписал его для Петербурга, и "в таком виде оно завоевало весь мир". В той же телевизионной передаче с сэром Питером Устиновым оркестр незамедлительно сыграл шутку. В конце шутки, когда начинается бесконечный цикл короткой темы, дирижёр Иоганнес Вильднер отмахал его два раза, затем обернулся к публике и, смеясь, провозгласил: "Et cætera, et cætera!"

Питер Кемп:
"Наверное, самыми яркими событиями венских карнавалов 1859 и 1860 гг. были бенефисы Иоганна и Иосифа Штраусов, которые рекламировались как "Балы-монстры" с описанием: "Вечное движение карнавала, или танцы без остановки". В обоих случаях братья Штраусы стояли каждый перед отдельным оркестром и дирижировали без пауз в течение 50-ти танцев как минимум.
Ввиду успеха этого мероприятия Иоганн задумал ещё более зрелищное празднество на карнавал следующего года. В результате 19 января 1861 г. помешанные на танцах венцы смогли узнать из газеты "Фремден-Блатт": "Впервые в Вене! ТРИ БАЛА В ОДИН ВЕЧЕР! В зале "Софиенбад" во вторник, 5 февраля. Бенефис Штраусов - "Бал-монстр". Три больших оркестра, первый под управлением Иоганна Штрауса, второй - Иосифа Штрауса и третий впервые управляется Эдуардом Штраусом". Это было правдой, там состоялся дебют 25-летнего Эдуарда как бального дирижёра.
Как и в предыдущих случаях, праздник 1861 года обещал 50 танцев в течение всего вечера, который был похожим образом назван: "Вечное движение карнавала, или танцы без остановки". Хотя братья Штраусы на этот раз не представляли никаких новинок, само событие вдохновило Штрауса написать одну из самых известных и эффектных его вещей. Она получила название: "Перпетуум мобиле, характерная фантазия для оркестра" и впервые прозвучала 4 апреля 1861 г. в заведении Швендера в пригороде Вены Рудольфсхайме. Это был прощальный концерт Иоганна перед отъездом на пятый российский сезон концертов в вокзальном павильоне Павловска под Санкт-Петербургом. Новинку, которая не вызвала большого интереса в Вене, Штраус задумал как музыкальную шутку, чтобы высмеять распространённую в его дни практику, когда отдельный музыкант оркестра вдруг начинал проявлять свою виртуозность так заметно, что от этого страдала вся музыка. Штраус выразил задумку искусно: "Перпетуум мобиле" состоит из вариаций одной темы длиной в восемь тактов.
Проблема, которая возникла перед Иоганном, это знак бесконечного повторения музыкальной пьесы, символ вечного движения; поэтому в изданиях сочинения стоит: "Fine ad lib"".


назад