Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Передовица" ("Передовая статья")
Leitartikel, Walzer
mp3, 32 кбит/с, 2 Mб, 8:45
Комментарий
Хотя Штраус создавал музыку достаточно быстро, названия сочинениям он придумывал не всегда удачно. У него есть целый пласт "журналистских" посвящений, которые заслуживали более красивого названия. Такова и "Передовица".

Питер Кемп:
"Отставка австрийского канцлера князя Клемента Венцеля Лотара Меттерниха-Виннебурга (1773-1859) 13 марта 1848 г. и его побег в Англию ознаменовали конец реакционной и деспотичной "системы Меттерниха" в государственном управлении. При его ненавистном режиме с дикой цензурой и полицейщиной свобода слова была практически невозможна, но с падением Меттерниха австрийская пресса расцвела. С обретённой уверенностью в себе писатели и журналисты к 1859 г. объединились в профессиональный союз, который назвали "Конкордией" по имени римской богини, олицетворявшей гражданское согласие. С 1863 г. "Ассоциация писателей и журналистов" применяла свою энергию и к организации балов, на которые приглашала представителей всех профессий. Эти приглашения мгновенно принимались, потому что никто не хотел поссориться со всё более влиятельной прессой.
Первый бал "Конкордии" был назначен на 19 января 1863 г. в зал "Софиенбад", с него началась традиция ежегодных балов, длящаяся до сего дня. За месяц до того, 15 декабря 1862 г. "Ассоциация писателей и журналистов" провела свой первый сезонный "Вечер дам". Помещая объявление о нём, "Ди прессе" от того же дня писала: "Вдобавок, уже делаются приготовления к балу, организуемому "Конкордией". Для этого бала Иоганн Штраус сочиняет вальс под названием "Zeitungsfreuden" ("Газетное удовольствие")". Видимо, Штраус резко изменил намерения, потому что через два дня "Моргенпост" (от 17 декабря) сообщала: ""С пером" - так называется последний вальс капельмейстера Иоганна Штрауса, который он сочинил для бала писательского союза "Конкордия" и посвятил членам союза". Сама "Конкордия", очевидно, имела другое мнение, так как 31 декабря 1862 г. газета "Цвишенакт" объявила: "Комитет "Конкордии" постановил, что новый вальс, который предстоит написать Иоганну Штраусу для танцевального праздника, будет называться "Передовицей"". Выбором названия "Конкордия" заплатила дань уважения этому разделу газеты, где обычно помещается редакторская колонка.
С утверждённым наконец названием вальса Иоганна "Винер Цайтунг" смогла заняться возбуждением максимального интереса к приближающемуся празднеству ассоциации. 5 января 1863 г. она объявила: "Согласно заслуживающим доверия источникам, он [Иоганн Штраус] работает над циклом "передовиц", которые так сочетают силу, яркость и грациозность и одновременно будут так ритмичны, что мы ожидаем чарующего, захватывающего эффекта. Они появятся 19 числа этого месяца, и каждый, кто хочет познакомиться с ними быстрее прессы, должен прийти в Софиензал, где, поменявшись ролями, газетный мир будет танцевать под Штраусову "Передовицу"". Здесь газета использовала момент, чтобы увеличить поддержку своей Ассоциации, продолжая: "Впрочем, журналисты танцуют не одного удовольстввия ради, потому что дела у них в последнее время весьма хороши. Они не танцуют только ради развлечения - на это у них нет времени. Они танцуют с определённой целью. Они пытаются совместить приятное с полезным: мы вальсируем в поддержку угнетаемых писателей".
В течение многих месяцев здоровье Иоганна Штрауса вызывало беспокойство: в январе 1863 г. речь заходила даже об опасности инсульта. Незадого до бала "Конкордии" венская пресса опубликовала письмо композитора: "По совету врачей я вынужден некоторое время избегать умственного напряжения, почему сейчас и не могу объявить о новых сочинениях для карнавала. Единственный вальс, который я давно посвятил ассоциации писателей и журналистов "Конкордия", уже закончен, и эта работа прозвучит 19 числа этого месяца на балу "Конкордии". Впрочем, как и в предыдущие годы на этом карнавале я остаюсь дирижёром своего оркестра". К счастью членов "Конкордии" их бал всё-таки стал первым представительным танцевальным событием венского карнавала-1863: Иоганн Штраус передал сочинение всех остальных вещей для балов карнавала-1863 в руки младшего брата - Иосифа.
"Передовица" относится к числу самых симпатичных произведений короля вальсов в рамках трёх четвертей. Поскольку рабочим названием вальса было "С пером", мрачное начало интродукции, очевидно, должно изображать журналиста, страдающего от тяжёлого стиля; он в сомнениях, он обильно чёркает текст и делает его всё более лёгким - это настроение схватывается первой вальсовой частью и поддерживается во всей пьесе. Благодаря широкой известности, которую работа заранее получила от венской прессы, которой вальс и был посвящён, на удивление мало газет поместило отчёты о бале собственной ассоциации. Более того, если "Фремден-Блатт" от 21 января признала, что новое сочинение "получило много аплодисментов", то "Нойесте Нахрихтен" от 25 января была весьма прохладна, утверждая, что ""Передовица" не внесла [большого] вклада в прогресс. Несколько музыкантов говорят, что нашли в ней хорошие [музыкальные] идеи, и мы рады присоединиться к их суждению".
Не убоявшись таких отчётов, Иоганн Штраус продолжил сочинять музыку для балов "Конкордии" почти каждый год вплоть до смерти в 1899 г. Более того, вальс "Передовица" оказался ценным предвестником обилия пьес, которые за последующие годы многие композиторы также посвящали "Конкордии" по случаю её ежегодных балов. Среди посвятителей был и мадший брат Иоганна Штрауса Эдуард, который для бала "Конкордии" в 1871 г. сочинил польку-мазурку и дал ей имя "С пером"".


назад