Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька "Пасман"
Pasman-Polka
mp3, 64 кбит/с, 1,98 Мб, 4:26
Комментарий
Питер Кемп:

"Хотя самые большие театральные успехи Иоганна Штрауса всегда были связаны со светлыми мелодичными опереттами, сам композитор жаждал написать настоящую большую оперу, особенно после того, как появилась возможность постановки в освящённых стенах венской придворной оперы. В феврале 1888 г. он начал работу над "Рыцарем Пасманом" на основе баллады венгерского поэта Яноша Араня, пьесу по которой написал Людвиг Дочи.* С самого начала Штраус стал испытывать давящие ограничения к творческим силам, исходившие и от жанра, и от тяжеловесного либретто, действие которого разворачивалось в далёком венгерском уголке, в Средневековье; поэтому вопреки его намерениям выполнить задумку "Рыцарь Пасман" не был готов на протяжении целых четырёх лет.
О премьере оперы то и дело сообщали, но раз за разом откладывали из-за разных трудностей, включая болезнь актёров и, как писала лондонская "Таймс" от 24 ноября 1891 г., "бунт оркестрантов императорской оперы, которые сочли недостойным исполнять музыку Иоганна Штрауса". В итоге долгожданная премьера состоялась в придворной опере в первый день нового, 1892, года. Вопреки прогнозам газеты "Фремденблатт", которая в день премьеры сообщала, что "касса собрала столько же, сколько "Сельская честь" и "Манон"", "Рыцарь Пасман" не оказался успешен и исчез из репертуара всего после девяти представлений, став для Штрауса самым горьким разочарованием. Но хотя "Рыцарь Пасман" как опера страдал недостатками, музыка из балета в III акте, несомненно, куда привлекательнее. Влиятельный венский музыкальный критик Эдуард Ханслик в номере "Новой свободной прессы" от 3 января 1892 г. сказал, что это "поистине коронный бриллиант партитуры. Никто, кроме Иоганна Штрауса, не мог создать её!" Ханслик продолжал: "Балет начинается с напоминания о богемской родине королевы: танцуют польку в костюмах славонских крестьян. Музыка пленительных, будоражащих ритмов и захватывающей оркестровой мелодии всходит в число самых красивых танцев Штрауса".
"Пасман-полька", вышедшая после этого в берлинском издательстве Н. Зимрока не вполне соответствует нотам балета в "Рыцаре Пасмане", хотя все мелодии, происхождение которых можно проследить, взяты только из этого источника. Впервые Штраус-оркестр сыграл польку в среду 6 января 1892 г., когда Эдуард представил её на концерте в венскому Музикферайне. Хотя это исполнение называли премьерой, очевидно, это не так, что можно понять, взглянув на разделы венской прессы о развлечениях. Не меньше трёх военных оркестров: императорского-и-королевского австрийского 4-го пехотного полка ("Хох- унд Дойчмайстер") под управлением К. М. Цирера, 46-го полка под управлением Иоганна Мюллера и 49-го полка под управлением Йозефа Франца Вагнера объявили о премьере "Пасман-польки" в один и тот же день - в воскресенье 3 января! Поскольку в каждой программе полька занимала четвёртую строчку, видимо, настоящая премьера была у оркестра, который начал концерт раньше, это был оркестр "Хох- унд Дойчмайстера" в заведении Ронахера".

* Он же Лайош Дочи, он же Лайош Дукс.


назад