Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька "Силой!"
"Par force!" Schnell-Polka
mp3, 64 кбит/с, 1,16 Мб, 2:41
Комментарий
Питер Кемп:
""Карнавальное ревю" Штраус-оркестра на 1866 год представляло рекордное число танцевальных сочинений, написанных к масленице того года братьями Штраусами. В Фольксгартене на мероприяти, обозначенном как "бенефис Иосифа и Эдуарда Штраусов с участием гофбалмузикдиректора Иоганна Штрауса", из 22-х исполненных сочинений 7 принадлежали Иоганну, 10 - Иосифу и 5 - Эдуарду. Все работы, особенно принадлежавшие Иоганну и Иосифу, отличались исключительно высокими стандартами и несли свидетельство художественного соперничества между старшими братьями. В частности в список танцев Иоганна входят три вальса: "Памфлеты" (соч. 300, написано для бала "Конкордии" 21 января), "Музыка граждан" (соч. 306 для "Бала граждан" 24 января) и "Венские конфеты" (соч. 307 для бала промышленных объединений 28 января), а также 4 польки: "Детские игры" (соч. 304, для придворного концерта 5 декабря 1865 г.), "Подарок дамам" (соч. 305 для студенческого бала 6 февраля), "Сильфы" (соч. 309 для бала "Геспера" 4 февраля) и, наконец, "Силой!"
Последняя работа, быстрая полька "Силой!" была сочинена для бала-маскарада в великолепной обстановке бального зала "Редутензал" императорского дворца "Хофбург" в Вене 8 февраля 1866 г. Хотя непонятно, почему Иоганн выбрал такое название для вечера в пользу Учреждения заботы о слепых, оно весьма подходит к к кипучему сочинению. (Кстати, "Par force" было названием названием нового бального танца, исполнявшегося за 16 лет до того на венском карнавале 1850 г.) На следующий день после бала в "Редутензале" газета "Цвишенакт" (от 09.02) прокомментировала его: "Каранавал близок к завершению. Подобно тому, как горящее масло вспыхивает ярким светом, прежде чем погаснуть, ведёт себя и карнавал... Как всегда, "Бал в пользу слепых" собрал в своих помещениях элегантную публику. Музыка под правлением придоврного дирижёра Иоганна Штрауса не оставляла желать ничего лучшего".
Хотя быстрая полька "Силой!" впервые исполнялась на "Балу в пользу слепых" в "Редутензале" 8 февраля 1866 г., похоже, что композитор намеревался обнародовать её на 10 дней раньше: 29 января на "Бенефисе-маскараде Штраусов" в зале "Софиенбад". Пресса объявила, что Иоганн, Иосфи и Эдуард представят на празднике по новинке, Иоганн исполнит польку с простым названием "Durch!" ("Насквозь!"). Последующие сообщения показали, что новинок было только две: быстрая полька Иосифа "For ever!" ("Навсегда!", соч. 193) и французская полька Эдуарда "Пируэт" (соч. 22). По непонятным причинам объявленная полька Иоганна "Насквозь!" не прозвучала. Решение загадки о пропавшем произведении может скрываться в названиях двух полек: "Насквозь!" ("Durch!") и "Силой!" ("Par force!") Немецкий предлог "durch" и французский "par" могут иметь одинаковое значение: "через/посредством". Поскольку "Силой!" была единственной быстрой полькой Иоганна на венском карнавале-1866, и в каталоге опубликованных работ нет польки с названием "Насквозь!" можно совершенно логично заключить, что два названия относятся к одному и тому же произведению.
Высказываясь с позиций ретроспективного обзора, музыковед доктор Эрик Шенк заметил в книге "Unsterbliche Tonkunst: Johann Strauss" ("Бессмертное искусство музыки: Иоганн Штраус") от 1940 г., что полька "Силой" стала прообразом "Куплетов о военных приключениях" (№16) в 3-м акте штраусовой оперетты "Цыганский барон", чья схожесть проявляется во второй части, исполняемой Зупаном на стихи: "Gib Acht, es kracht" ("Осторожно, всё грохочет")".


назад