Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Комическая увертюра
Ouverture Comique
mp3, 64 кбит/с, 3,28 Мб, 7:23
Комментарий
Питер Кемп:
"В музыкальной коллекции венской городской и земельной бибилиотеки есть интересная рукопись, на титульном листе которой написано: "Комическая увертюра Жана Штрауса-младшего. Написана для скрипки, фисгармонии и фортепиано. (Юношеская работа Штрауса.) Не публиковалась и не редактировалась. Переложена для скрипки и фортепиано Фрицем Ланге".
Неизвестно, что стало с материалом, из которого Фриц Ланге сделал аранжировку без даты. Профессор Ланге (1873-1933), известный исследователь творчества Штрауса, не упоминает о "Комической увертюре" в каталоге, который он составил в 1931 г. для венской "Выставки Иоганна Штрауса", не было рукописи Штрауса и на самом мероприятии. Нет такой работы и в списке оркестровых пьес архива Штраус-оркестра, который Эдуард Штраус составил после ухода на покой в марте 1901 г. Это особенно интересно с учётом произведения, которое прозвучало в музыкальной программе, представленной Эдуардом и Штраус-оркестром на воскресном послеполуденном концерте в Золотом зале Музикферайна 11 декабря 1892 г.: ""Комической увертюры", сочинённой и представленной в 1944 г. в казино Доммаера Иог. Штраусом".
Похоже, что Эдуард ошибся, относя эту вещь к 1844 г., потому что реклама и объявления в венской прессе 1844 г. не могут подкрепить его утверждения. Первое указание на увертюру, сочинённую Иоганном Штраусом-младшим, находится в венской газете "Заммлер" от 3 марта 1845 г. Заметка гласит: "Иоганн Штраус-сын, молодой и одарённый композитор, написал фантазию и вариации на тему знаменитого [концерт-этюда для фортепиано №28] "Pompa di festa" [Рудольфа] Вильмера и уже аранжировал её для своего большого оркестра. Знатоки в этой области хвалят сочинение как весьма талантливое и высококлассное. Он [Штраус] также сочинил масштабную увертюру, которая одновременно и эффектна, и разнообразна, и нова, и удивительна. Прекрасные устремления этого молодого человека показывают, что он проложил новый путь в своей карьере и пытается превзойти остальных, создавая в дополнение к вальсам и другим танцам сочинения подлинной музыкальной ценности и высокого уровня. Он скоро исполнит обе эти превосходные вещи". 6 марта 1845 г. "Винер Цайтунг" объявила, что Иоганн выступит на суаре, закрывающем сезон, в танцевальном зале "Шперль" в субботу 8 марта и будет дирижировать "серьёзной инструментальной музыкой", включая первое исполение "Большой фантазии "La pompa di festa"". Об увертюре Штрауса упоминаний нет, хотя косвенный намёк на неё появился во "Всеобщей венской музыкальной газете" от 13 марта 1845 г.: это сообщение подтверждает первое исполнение "Большой фантазии" в "Шперле" 8 марта, добавляя, что композитор в тот же день играл и "свои другие серьёзные сочинения". Скорее всего, "Комическая увертюра" Иоганна входила в число этих "серьёзных композиций", т. е., она возникла не в 1844, а в 1845 г.
6 августа 1846 г. газета "Гегенварт" ("Настоящее") сообщила, что 12 августа "Штраус-сын выступит с увертюрой и другими музыкальными произведениями" на празднике с театральными представлениями в "Бадхаусе" ("Купальном доме") Куглера, что в венском пригороде Хайлигенштадт. Задержки отсрочили событие до 19 августа 1846 г. Через два дня "Гегенварт" в номере от 21 августа поместила отчёт о "великолепном празднике" в заведении Куглера: "В школе плавания и в ресторанном саду лампы сияли очаровательными и весёлыми узорами. Штраус-сын снова играл последние сочинения: крестьянскую кадриль "Цыганка" [соч. 24], прекрасный вальс "Циллертальцы" [соч. 30] и новую увертюру, которая, впрочем, не произвела особого впечатления". Со своей стороны "Заммлер от 24 августа в обзоре музыки, исполненной в купальне Куглера, передавал другое впечатление: "Штраус-сын исполнил уертюру собственного сочинения. Никто из наших дирижёров не брался за этот жанр, но Штраус-сын показал, что он достаточно опытный музыкант, который не только способен работать с энергией и радостью в своей области, но и обладает другими талантами. Его кадриль "Цыганка" и вальс "Циллертальцы" переживают успех при каждом исполнении". Так эту ли увертюру Иоганн впервые представил в 1845 г.?
"Комическая увертюра" Иоганна Штрауса это концертная увертюра в стиле, который позже популяризовался усилиями уроженца Венгрии Белы Келера (настоящее имя: Адальберт Пауль фон Келер (1820-82)), чьё наследие включает в себя комические увертюры №73 и 74, венгерскую комическую увертюру №108, французскую комическую увертюру №111, венгерскую №108 и испанскую №137.
Ничего из мелодий увертюры в первой нотной записной книжке Иоганна (которая хранится в Хоктонской библиотеке Гарварда) не обнаруживается, не появлялись её мелодии и в составных балетах и опереттах, которые пышно расцвели после смерти короля вальсов. Замечание, сделанное почерком кого-то другого на первом листе рукописи Ланге, с указанием на то, что часть "анданте" вошла в оперетту-компиляцию Оскара Шталлы "Балерина Фанни Эльслер" (1934 г.), не подтверждается сравнением двух партитур. Примечание к рукописи Ланге указывает, что в этом переложении отсутстувет тема "виваче" длиной в 58 тактов в ми-мажоре, которая звучит ближе к концу оригинальной аранжировки Штрауса, сразу за предпоследней длинной секцией "аллегро"".


назад