Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Орфей"
Orpheus-Quadrille
mp3, 32 кбит/с, 1,38 Мб, 6:04
Комментарий
Помимо знаменитого канкана Штраус позаимствовал у Оффенбаха мелодии из хора восставших богов (в разных секциях), жалобы Дианы-Артемиды ("тон-тон титири тон-тон") и других номеров оперетты "Орфей в аду".

Питер Кемп:
"Желая вырваться из рамок одноактных работ, Жак Офенбах (1819-80) в 1858 г. получил от властей новую театральную лицензию, позволяющую ему нанимать больше актёров, чем четверо, как было раньше. Свою первую полноразмерную работу, двухактную оперу-буфф "Орфей в аду" он написал для собственного театра "Буфф-Паризьен" в Париже, где она получила восторженный приём публики на премьере 21 октября 1858 г.
Венские театры не показывали местной публике прелестей оперетт Оффенбаха до 16 октября 1858 г., когда в Карл-Театра была поставлена одноактная "Свадьба при фонарях" (1857 г.) под названием "Hochzeit bei Laternenschein" ("Свадьба при фонарном освещении") с немецким текстом Карла Троймана и оркестровкой штатного театрального дирижёра Карла Биндера (1816-60). Успех эксперимента вдохновил режиссёра Карл-Театра Иоганна Нестроя на постановку других одноактных творений Оффенбаха в 1858 и 1859 гг., представляемых в венском стиле с оркестровкой Биндера. Новости о триумфе "Орфея в аду", конечно же, достигли и Вены; и 17 марта 1860 г. занавес Карл-Театра поднялся для первой немецкоязычной постановки пародии Оффенбаха на греческую мифологию. Музыку снова аранжировал Карл Биндер, который убрал оригинальную увертюру Оффенбаха, созданную из мелодий оперетты; оперетта по-прежнему популярна во всём мире (хотя и ассоциируется почти всегда только с Оффенбахом без малейшего упоминания Биндера). Режиссёр Нестрой лично участвовал в подготовке немецкого либретто на основе французского оригинала Кремьё и Галеви, а роль Юпитера даже подогнал под себя.
Среди публики в партере Карл-Театра на премьере "Орфея в аду" сидел и Иоганн Штраус. В восхищении от богатой мелодиями партитуры Оффенбаха он взял самые притягательные темы пьесы для кадрили "по воспоминаниям об оперетте Оффенбаха", как писала пресса; эту кадриль его издатель Карл Хаслингер выпустил 8 апреля 1860 г. Премьера кадрили "Орфей" сначала была назначена на 15 апреля в Фольксгартене, но на самом деле прошла 18 апреля под линчым управлением Иоганна на концерте в таверне "У большого Цайсига" в пригороде Вены Нойбау. Написав, что кадриль "вызвала гром аплодисментов", "Венская Театральная газета" от 20 апреля добавляла: "Она эффектно инструментована и представляет самые популярные мелодии оперетты со свежестью и наибольшей возможной оригинальностью". Совсем неудивительно, что в свете фурора, произведённого на парижской премьере оперетты "Адским галопом" (ныне известен как канкан), музыка из бешеной вакханалии обрамляет кадриль "Орфей" Штрауса, звуча в в первой секции ("Панталоны") и в последней ("Финал"). Интересно, что на первом фортепианном издании Хаслингера изображён Иоганн Нестрой в роли Юпитера, превращаюшегося в муху, и Эвридика в знаменитой сцене из второго акта. Более позднее издание Хаслингера, вышедшее после ухода Нестроя из Карл-Театра (1 ноября 1860 г.), представляет ту же сцену, но вместо Нестроя в роли мухи изображён актёр-преемник этой роли. Музыку из "Мушиного дуэта" можно услышать в пятой секции ("Пастушка") кадрили Штрауса".


назад