Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Речения оракула"
Orakel-Sprüche. Walzer
mp3, 64 кбит/c, 3,15 Мб, 7:01
Комментарий
Питер Кемп:
"Иоганн Штраус-младший унаследовал от отца не только мелодический дар, но и любовь к представлениям, и это проявлялось в разных театрализованных праздниках, которые он устраивал для венской публики. Эти внушительные представления несли хвастливые имена, например: "Бал внутри Везувия" (1850) или "Путешествие в огненное озеро" (1851), и, конечно же, для них Штраус создавал новые танцы, которые обычно заключали в названии тему вечера. 9 февраля 1851 г. "Венская всеобщая театральная газета" поместила объявление об одном из таких событий:
"Иоганн Штраус устраивает бал-бенефис под названием "Дельфийский оракул" в понедельник 10 февраля 1851 г. в зале "Софиенбад". На этом балу всё подготовлено для удовольствия и радости. Духи фашинга [т. е., карнавала] выбросят за двери устаревший "Дух времени", который принёс нам так много раздражения в политической жизни; никто не назовёт это излишеством: полная свобода царит в танцах, равенство - в хорошем настроении, а братство - в общественной жизни. Три гостьи по результатам розыгрыша получат призы: 1) элегантный бархатный альбом, в котором вальс "Речения оракула" собственноручно записан композитором; 2) дамский бальный вер; 3) цветочную вазу с букетом настоящих камелий. Без сомнения, венские красавицы и любители танцев не прогадают, если придут на праздник".
Бенефис Штрауса "Дельфийский оракул", который собрал много людей, планировался задолго до дня проведения; "Винер Цайтунг" объявила о событии в первый день Нового 1851 г. Вальс "Речения оракула", очевидно, появился зимой 1850/51 гг. Интересно, что мелодии 1А, 4В и 5А обнаруживаются на одной странице в самой ранней из известных записных книжек Штрауса (которая теперь хранится в библиотеке Хоктона гарвардского университета), куда он записывал музыкальные идеи для будущего использования. Что же касается выбора названия вальса, то Иоганн, очевидно, изменил намерения, уже после того как "Венская всеобщая театральная газета" напечатала хвалебную статью о нём в выпуске от 19 янаря 1851 г. Один из абзацев гласил: "В ходе фашинга бенефис композитора пройдёт в зале "Софиенбад". Бенефис называется "Дельфийский оракул". Он состоится под патронажем влюблённого в танец и полного полодости мира, а бенефициант исполнит новейшие и самые популярные сочинения, в том числе и специальный "Венский всеобщий вальс удовольствий"". Очевидным образом, "Речения оракула" лучше подходили в качестве названия вальса к этому случаю, и под этим именем вальс в дальнейшем объявлялся и исполнялся, а затем вышел из печати в конце лета 1851 г. у Пьетро Мекетти. Литография на декоративной обложке первого издания фортепианного переложения изображает античный храм Аполлона в Дельфах, где древние греки искали у жриц-пифий советов в виде авторитетных, но часто противоречивых предсказаний, исходивших, якобы, от бога Аполона".


назад