Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Оперный бал-маскарад"
Opern-Maskenball-Quadrille
mp3, 64 кбит/с, 2,42 Мб 5:23
Комментарий
Питер Кемп:
""Иоганн Штраус лично дирижирует публикой за стенами театра. Вот почему люди предпочитают неудачным стихам и скучному представлению исполнение богатых на мелодии вальсов маэстро у себя по домам в фортепианном переложении Шпины".
Так венская "Бомба" (№51 от 22 декабря 1878 г.) сатирически выражала свой взгляд на неудачную оперетту Иоганна Штрауса "Жмурки", которая впервые прошла в театре "Ан дер Вин" 18 декабря 1878 г. и исчезла из репертуара всего через 15 представлений. Иоганн не испугался, а повторил привычный приём - сложил мелодии сценической вещи в отдельные оркестровые номера для бальных и концертных залов, а именно: 3 польки, вальс и кадриль на темы "Жмурок". Первый из танцев, вальс "Знаешь ли ты меня?", Иоганн представил лично в середине января 1879 г. в Вене.
27 января Штраус выехал из Вены в Париж в сопровождении второй жены Анжелики ("Лили"). Во французской столице он дирижировал танцами на двух балах "с полным костюмированием и масками" на Ипподроме, а также концертом в "Серкль Франс Интернасьональ", сменяясь перед оркестром (а на Ипподроме в нём было 200 музыкантов!) знаменитым французским дирижёром и композитором Луи-Альбером Вицентини (1841-1906). Штраус представил французской публике подборку самых популярных танцев, надеясь, среди прочего, разжечь в них аппетит к последней оперетте "Жмурки", по-французски "Colin Maillard", играя им вальс "Знаешь ли ты меня?"
Можно было бы ожидать, что Иоганн добавит к парижским выступлениям и другое танцевальное сочинение, основанное на мелодиях "Жмурок" - кадриль "Оперный бал-маскарад" - потому что во время рпедыдущего визита в 1877 г. он как раз дирижировал знаменитыми маскарадами в Опере. Но в напечатанных программах выступлений Иоганна в парижской столице в 1879 г. эта работа отсутствует. Поскольку название появилось не благодаря Парижу, и не относится ни к одному из событий оперетты, следует искать иное происхождение названия. Разгадку даёт Вена.
Во время карнавала-1879 вышло объявление о двух костюмированных балах на сказочные темы (под названием "Оперный редут"), которые должны были состояться в венской придворной опере, а музыку для них "будет исполнять оркестр императорского-и-королевского Гофбалмузикдиректора Эдуарда Штрауса под его личным руководством". Эти праздники явно организовывались по примеру знаменитых балов парижской Оперы, и от гостей требовалось приходить "в полном вечернем туалете или элегантном сказочном костюме". На втором балу 22 февраля 1879 г. Эдуард Штраус работу Иоганна под названием "Кадриль для оперного редута". Через неделю, 2 марта, на ежегодном "Карнавальном ревю" в венском Музикферайне Эдуард снова дирижировал произведением, которое на этот раз называлось просто: "Кадриль по мотивам оперетты "Жмурки"". Но поскольку гравюры тех лет с изображениями балов в венской придворной опере показывают многочисленных гостей в масках, не будет ошибкой назвать эти мероприятия балами-маскарадами, и по этой причине сочинение, вышедшее в издательстве К. А. Шпины (оно, правда, уже было куплено гамбургской фирмой Августа Кранца), называлось кадрилью "Оперный бал-маскарад".
Прелесть "Оперного бала-маскарада" такова, что заставляет пожалеть об исчезновении "Жмурок" из театрального репертуара. Шесть секций кадрили представляют материал из всех трёх актов оперетты, как то: №1 ("Панталоны") из I акта, №2 ("Лето") из III и I, №3 ("Курица") - из I, №4 ("Трени") - также из I, №5 ("Пастушка") из всех и №6 (Финал") - из III. "Панталоны" и "Курица" содержат мелодии, которых нет в опубликованном фортепианном переложении пьесы, из чего следует, что эти мелодии были вырезаны из окончательной партитуры незадолго до или сразу после премьеры".


назад