Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Сувенир из Ниццы"
Souvenir de Nizza, Walzer
mp3, 32 кбит/с, 1,90 Мб, 8:40
Комментарий
Питер Кемп:
""Дорогой друг Хаслингер! Жить можно только в России! Здесь есть деньги, и поскольку они доступны, течёт жизнь, просто жизнь. Несмотря даже на плохую погоду, которую приходилось терпеть на всех трёх моих бенефисах, я умудрился заработать 1000 флоринов. Заработать такую сумму на балу или открытом празднике в Вене - это из области нереального. Этим летом мой оркестр великолепен. Все им наслаждаются, я не менее доволен вещами, сочинёнными здесь, это: 1) полька "Александрина", 2) "Воспоминание о Ницце", посвящено императрице, 3) полька "Цецилия", посвящается жениху и невесте".
Эти строки Иоганн Штраус  писал венскому издателю Карлу Хаслингеру в конце июля 1857 г. через два с половиной месяца после начала второго летнего сезона концертов на павловском вокзале под Санкт-Петербургом. Три упомянутые в письме Иоганна работы вместе с танцами, которые он в том году, но раньше сочинил для венского карнавала, составили его обновленный репертуар на первую половину ангажемента в России на сезон 1857 г. Вальс "Воспоминание о Ницце" был напечатан и в Петербурге, и в Вене под немного изменённым названием: "Сувенир из Ниццы", в соответствии с модой на французский язык, и с посвящением композитора: "С глубочайшим преклонением перед Её Величеством Марией Александровной, императрицей всероссийской и проч." Мария Александровна (1824-80), супруга царя Александра II, родилась принцессой Максимилианой Вильгельминой Марией Гессен-Дармштадтской в семье великого герцога гессенского Людвига II, и уже выступала объектом посвящения на более раннем вальсе Штрауса: "Коронационные песнопения" (соч. 184), написанном в первый приезд Иоганна в Павловск в 1856 г.  Что же касается выбора названия "Сувенир из Ниццы", то современное штраусоведение до сих пор не в силах установить какую-либо связь между Ниццей и императрицей, а равно и Иоганном Штраусом.
Вплоть до карнавала 1858 г. вальс "Сувенир из Ниццы" оставался неизвестным венской публике, пока Иоганн не представил его 8 февраля на балу-бенефисе Штраусов в зале "Софиенбад", каковой бенефис рекламировался как "Большой бал" с "интересным подарком" от Карла Хаслингера всем присутствующим дамам - очевидно, золотой гортензией. Иоганн расчётливо придержал первое венское исполнение "Сувенира из Ниццы" до вечера бенефиса. Как сообщила 6 февраля 1858 г. "Венская театральная газета", "...балы-бенефисы Штраусов всегда были самыми популярными и людными на всём карнавале. Каждый раз он привносят что-то удивительное и доставляют удовольствие как танцорам, так и наблюдателям, настолько хорош Штраус как организатор праздников". В ночь праздника в Софиенбад-зале Иоганн и его брат Иосиф менялись у дирижёрского пульта перед Штраус-оркестром, и, как написала "Венская театральная" 12 февраля: "Хотя в программе было только 14 танцев, де факто их исполнялось 30 благодаря бисам. В частности, новый вальс "Сувенир из Ниццы", посвящённый Её Величеству Императрице Всероссийской, по требованиям прозвучал 6 раз". Газета также сообщила, что на следующий день, когда Хаслингер отправил "Сувенир из Ниццы" в продажу, было куплено более трёхсот копий. Ставка Иоганна принесла выигрыш.
Несмотря на беззаботную атмосферу карнавала 1858 Иоганн Штраус подвергся нападкам с нескольких сторон за произведение, которое он написал для бала венского союза художников "Геспер" 2 февраля в зале "Софиенбад". Танец "Кадриль художников" (соч. 201) был осуждён журналистом Леопольдом Александром Целльнером как "художественное богохульство" за то, что содержал аранжировку музыки таких мастеров, как Шопен, Моцарт и Бетховен. Но в "Музыкальных листках" от 12 февраля 1858 г. Целльнер поспешил защитить молодого композитора от других критиков за то, что он попытался расширить рамки вальсовых композиций введением таких инноваций, как новые гармонии. "Каково конкретное обвинение сочинениям Штрауса?", спрашивал он. "Только лишь то, что он не остановился там, где другой стоит уже двадцать лет... Причина этого обвинения против него в том, что он звучит даже более пикантно. Он использует все злободневные художественные средства, чтобы замаскировать исчезающую изобретательность. Если суть обвинения в этом, то герр Штраус, вероятно сочинил недавний вальс "Напоминание о Ницце" уже довольно давно, прежде чем его источник мелодий иссяк; потому что этот вальс полон оригинальных, струящихся и острых мотивов"".


назад