Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Марш "Нинетта"
Ninetta-Marsch
mp3, 64 кбит/с, 1,18 Мб 2:39
Комментарий
Питер Кемп:
"В дни премьеры трёхактной оперетты Иоганна Штрауса "Княжна Нинетта" в театре "Ан дер Вин" 10 января 1893 г. венский еженедельный юмористический журнал "Фигаро" напечал карикатуру художника Тео Цаше на композитора. Штраус нарисован с молитвенно сложенными руками под заголовком: "О, святой "Симплициус", призри на "Рыцаря Пасмана" и сделай по моей просьбе, чтобы "Княжна Нинетта" не оказалась третьей в связке". Обе предыдущие театральные работы Иоганна: "Симплициус (1887) и "Рыцарь Пасман" (1892) не нашли успеха ни у публики, ни у критиков, а сам композитор таил тяжёлые мысли о своейм последней театральной попытке. Авторы сценария "Княжны Нинетты" Юлиус Бауэр (1853-1941) и Хуго Виттман (1839-1923) намеренно не стали показывать Штраусу либретто, ограничившись посылками стихов к ариям и ансамблям. Даже на такой почве Иоганн работал с энтузиазмом, но пришёл в ужас, когда весь сюжет оперетты ему открыли на последних репетициях. В дальнейшем его страхи, в основном, не сбылись, и "Княжна Нинетта" уверенно побеждала и в кассах, и в газетных отзывах. Например, "Блоха" от 15 января 1893 г. писала, что "Иоганн Штраус снова спас жанр оперетты для театра "Ан дер Вин" на текущий сезон. Пьеса имела успех в полном смысле этого слова, музыка оказалась очаровательной, совершенно прелестной. Ещё раз Штраус подарил нам прекрасные мелодии..."
Наверное, нигде так не проявлялась всё ещё молодая и свежая изобретательность Иоганна, как в мелодиях вальса и марша из партитуры "Княжны Нинетты". Как самые лучшие они вошли в аранжировки Штрауса для оркестрового исполнения по мотивам оперетты, а именно в вальс "Нинетта" (соч. 445) и марш "Нинетта". На выход российского турка Касим-паши в исполнении Александра Джирарди (1850-1918), каковой выход "Ди прессе" от 11 января 1893 г. назвала "экзотической выходной арией", Штраус написал оживлённую мелодию  к словам "Dort wo Blut und Wutki flissen" (Там, где кровь и водка льются") и позже использовал её как первую тему (1А) марша "Нинетта". В качестве темы 1В он взял музыку из финала II акта (№12) для хора со слов: "Herrlich erschallt brauset und hallt des Vulcanes Donnerruf" ("Величественно разносится, гремит и раскатывается громовой голос вулкана"). Для первой темы трио-секции (2А) оркестрового марша композитор выбрал часть выходной арии Нинетты в I акте (№3): "Fremdenführer bin ich" ("Я провожатая гостей") в исполнении Илки Палмай (1860-1944), игравшей заглавную роль. Вторая мелодия трио (тема 2В) прослеживается в оркестровой интерлюдии, которая звучит во время квинтета (№15) Аделаиды, Анастасии, Фердинанда, Проспера и барона Мосбурга в III акте.
Как и многие марши, которые Иоганн Штраус написал в последние годы жизни, весёлая "Нинетта" доказала, что венский король вальсов, мог соперничать и с военными капельмейстерами той эпохи. Военные оркестры, квартировавшие в Вене и пригородах, быстро включили новый марш в репертуары, а впервые его исполнил оркестр 2-го пехотного полка под управлением Алоиза Крауса (1840-1923) на концерте в заведении "Золотая роза" 5 марта 1893 г., сразу после того, как работа вышла у Августа Кранца".


назад