Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Галоп "Нинетта"
Ninetta-Galopp
mp3, 64 кбит/с, 1,11 Мб, 2:34
Комментарий
Питер Кемп:
"Когда журналист Пауль Линдау (1839-1919) готовил 100-й выпуск иллюстрированного ежемесячного журнала "Север и юг" (май 1885), он просил материалов у многочисленных друзей. Иоганн Штраус внёс две стихотворные строчки, выражавшие искренний крик души:
 
"Ob Juden oder Christen,
Leicht bringen Pech die Librettisten"

("Хоть иудеи, хоть христиане,
Либреттисты легко приносят неудачу".)
 
Жёлчное суждение Штрауса, ставшее результатом случайных споров с либреттистами, преследовало его на протяжении всех лет в качестве композитора оперетт: в последующие годы ситуация и вправду ухудшалась, следуя его собственному начертанию.
После неудачи большой оперы "Рыцарь Пасман" в 1892 г. Иоганн пришлось вернуться в ряды композиторов оперетт. Без дополнительных размышлений он принял либретто под заглавием "Княжна Нинетта", которое обещали предоставить опытные писатели Хуго Виттман (1839-1923 и Юлиус Бауэр (1853-1941). Позже он горько жаловался, что не видел целого либретто с диалогами, и сочинял музыку, опираясь только на стихи отдельных арий и ансамблей. Вплоть до последних репетиций он так и не ознакомился с полным сюжетом, и в ужасе обнаружил, что характер его музыки часто откланяется от сюжета. Осознав, что провал уже глядит ему в глаза, особенно после прохладного приёма оперетты в Берлине, он написал другу Паулю Линдау: "Я скоре обрадуюсь, если пьеса скоро отправится в богадельню. Псть её даже украдут, я не пролью по ней ни слезы".
"Княжна Нинетта", чья премьера состоялась в венском театре "Ан дер Вин" 10 января 1893 г., отпраздновала 25 представление 3 февраля того же года, а всего прошла 76 раз. Штрауса должен был удивить такой успех оперетты, но он уже вгрызался в партитуру, чтобы создать пять отдельных музыкальных номеров (шестой номер, "Новая пиццикато-полька", соч. 449 (1892 г.), был вставкой). Эти вещи быстро набрали популярность в концертных залах и у оркестровых площадок Вены. Жвой, текучий галоп "Нинетта" был подарком Иоганна Штрауса для бала местного академического филиала Германского школьного союза, каковой бал проходил в зале "Софиенбад" 3 февраля 1893 г. в присутствии бургомистра доктора Прикса, нескольких университетских профессоров и многочисленных членов парламента. Популярный капельмейстер Иоганн Мюллер дирижировал на представлении военным оркестром 46-го пехотного полка. Сообщая о светском событии, "Новая свободная пресса" от 5 февраля 1893 г. отмечала: "На празднике было большое количество красивых женщин и девушек, и взгляду невозможно было пробиться через изобилие шарма и грации, через это Собрание Красоты. Неудивительно, что в таких обстоятельствах юноши танцевали с огненным рвением... Оживлёнными аплодисментами встречали посвящения Иоганна Штрауса, Бурга фон Барта, студента-медика Р. Кронфельда и студента-юриста Макса Бердаха. Элегантное, счастливое общество не расходилось до утренней зари". Вскоре после этого галоп "Нинетта" появился в репертуаре многих других оркестров.
Галоп "Нинетта", который Штраус посвятил организационному комитету бала, состоит из мелодий только первых двух актов "Княжны Нинетты", как то:

Тема 1А - дуэт Анастасии и Проспера в I акте (№4) на слова: "Dann per Dampf im rasenden Galopp hopp!" ("Теперь под парами неистовым галопом, поехали!")

Тема 1В - песенка Нинетты во II акте (№10) на слова: "Часто плакала я".

Трио 2А - финал II акта (№12), хор, секция со слов "Ja der Türke muss hinaus" ("Да, турку нужно выйти").

Трио 2В - финал I акта (№6), аккомпанемент к словам Анастасии "Ich bin sehr gespannt" ("Я очень напряжена")".


назад