Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька "Незнакомка"
L'Inconnue-Polka
mp3, 32 кбит/с, 659 кб, 2:51
Комментарий
По словам сэра Питера Устинова, эта полька была написана Штраусом под впечатлением от романа с загадочной купеческой дочкой во время очередных российских гастролей. Необычное для Штрауса меланхоличное звучание польки отмечено мною в "Краткой биографии". Название в данном случае не немецкое, а французское.

Питер Кемп:
"Иоганн Штраус-младший женился первый раз 27 августа 1862 г. в венском соборе святого Стефана. Ему было 36. Его невеста Генриетта Каролина Йозефа Халупецки, достигшая популярности как профессиональная певица меццо-сопрано под псевдонимм Йетти Трефц, была на семь лет старше. До самого дня свадьбы Иоганн считался одним из самых завидный и желанных европейских женихов, постоянно преследовался поклонницами и целым хвостом любовных приключений. (Секретная папка в бюро распорядителя императорского домохозяйства в июне 1856 г. описывала жизнь Штрауса как "безрассудную, непристойную и распутную", и это уже на посту музикдиректора!) Одно время его имя связывалось с Кати Ланнер, дочерью великого соперника его отца дирижёра и композитора Иосифа Ланнера. Потом была Элиза, дама из венского общества, которую его мать какое-то время рассматривала как пару старшему сыну, и которой, вероятно, посвящена полька "Элиза" (соч. 151). Йетти весьма спокойно относилась к добрачным увлечениям мужа и легко написала в письме от 19 октября 1868 господину Лангу в Берлине, что Иоганн "был женихом всего лишь 13 раз, но на 14-й попал в десятку и выиграл жёнушку".
Было много написано о романтической главе в жизни Иоганна, связанной с Ольгой Смирницкой, музыкально одарённой дочерью знатных русских родителей: это была глубокая история, начавшаяся на павловских концертах Штрауса летом 1858 г. и резко оборванная весной 1860 г. Воспоминания об Ольге живут в польке-мазурке Иоганна "Кобольд" ("Домовой", "Бесёнок"), соч. 226; но она определённо не была единственной русской девушкой, попавшей под его чары! В 1856 году во время первого павловского сезона Штрауса, который длился с 18 мая (6 мая по российскому календарю) по 13 (1) октября, в течение 149 дней постоянных выступлений с оркестром без дня отдыха, до Вены доползли слухи о его любовных увлечениях, о ревнивых соперниках и мужьях и даже о тайных помолвках. Впрочем, скрытность Иоганна по отношению к его женщинам была такова, что он вовсе не собирался намекнуть нам на то, кого именно обессмертила его полька "Незнакомка".  Сочинение было второй работой Штрауса в жанре французской польки, особого танца, который из Парижа пришёл в Вену, где стал популярен на балах с 1854 г. как более элегантный вариант ритмичной богемской польки. Иоганн представил "Незнакомку" на втором бенефисе в павильоне павловского вокзала 14 (2) августа 1856 г. Реакция была такова, что ему пришлось повторить произведение, и сыграть ещё на один бис перед закрытием концерта в 12:45 ночи. Тем вечером также впервые прозвучал новый вальс Штрауса "Коронационные песнопения" (соч. 184), и композитор упомянул обе работы в письме к Карлу Хаслингеру, его венскому издателю, от 14 (2) сентября: "Ещё я сочинил польку "Незнакомка" и "Коронационный вальс [sic! - П. Кемп], эти две вещи принесли мне здесь большой успех. Хотя у меня было времени, а уверенности в их успехе ещё меньше". В конечном счёте "Незнакомка" заняла третье место по частоте исполнения в сезоне 1856 г. после вальса "Танцы бала юристов", соч. 177, и польки "Без забот" (соч. 178) с результатом 75 исполнений или даже больше. Венская публика полакомилась новой полькой с пряным русским ароматом, когда Иоганн продирижировал ею (вместе с "Коронационным маршем", соч. 183) в Фольксгартене 21 декабря 1856 г. на первом концерте по возвращении в родной город".


назад