Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Новая Вена"
Neu-Wien, Walzer
mp3, 32 кбит/с, 1,93 Мб, 8:26
Комментарий
Питер Кемп.
"Хоральный вальс Иоганна Штрауса "Новая Вена" появился в печатном виде у издателя К.А.Шпины 6 марта 1870 года с посвящением композитора "Господину Николаусу Думбе" (1830-1900), крупному промышленнику и покровителю искусств, который занимал пост председателя Венского общества хористов и вице-президента Венского общества друзей музыки. Новая работа была написана по заказу венского общества хористов и вервые исполнена на его карнавале "Нарренабенд" ("Вечер дураков") в Дианабад-зале 13 февраля 1870 года. В письме издателю двумя днями раньше, 11 февраля, Штраус заверял Шпину, что тот получит партитуру "Новой Вены" завтра, добавляя: "Я исполняю "Новую Вену" в воскресенье [13 февраля], чтобы перехватить несколько банкнот от почтенной публики". На самом упомянутом вечере в связи с более ранней договорённостью играть на балу у князя Гогенлоэ-Шиллингфюрста Иоганн и Штраус-Оркестр не присутствовали на премьере нового вальса, он исполнялся оркестром 49-го пехотного полка барона Гесса под управлением нового хормейстера венского общества хористов Эдуарда Кремзера (1838-1914).
Стихи для "Новой Вены" были написаны "собственным поэтом" общества Иосифом Вайлем (1821-1895), старинным другом композитора; он же создавал стихи и для предыдущих хоральных сочинений Штрауса по заказу венского общества, таких как вальс "У прекрасного голубого Дуная" (соч.314), французская полька "Радость певца" (соч.328) и вальс "Вино, женщины и песни" (соч.333). Насмешливый текст Вайля для "Новой Вены" возник под впечатлением роста города, который в 1870 году дошёл до Линиенвала, старых внешних укреплений, которые сейчас известны как "Гюртель" (буквально: "пояс"); таким образом к городу присоединились предместья, и началось расширение 2-го и 9-го районов Вены.
Всего лишь через десять дней после премьеры "Новой Вены" семья Штраусов и, конечно же, большая часть музыкальной Вены были глубоко ранены смертью матери семейства Анны Штраус (1801-1870) 23 февраля 1870 года после продолжительной болезни. "Нойес Винер Тагблатт" 25 февраля 1870 года закончила некролог известной женщине следующими словами: "Блестящий взлёт её сыновей более чем заслуженно вознаградил эту пожилую госпожу за те лишения, которые она пережила в молодости". Трое братьев Штраусов переживали своё горе вдали от людей; на публике они появились лишь в воскресенье 13 марта 1870 года в Золотом зале музыкального объединения, чтобы начать новый концертный сезон Штраус-Оркестра с традиционного "Карнавал-Ревю". "Ди Прессе" напечатала отчёт о "променад-концерте" в номере от 15 марта: "Были исполнены все танцевальные произведения, сочинённые братьями за этот карнавал. Наплыв публики на концерт оказался так велик, что кассы закрылись уже в 17:45, и тысячи людей не смогли войти... Но удовольствие от музыки было огромным. Слушатели бурно требовали повторять каждое сочинение дважды или трижды, а когда появился Иоганн Штраус, с новыми силами требовали "бис". В частности, прекрасно принят вальс "Новая Вена"". Обозреватель "Дер Вандерера" 15 марта соглашался: "Своими сочинениями "Новая Вена" и "Египетский марш" Иоганн Штраус произвёл фурор и должен был повторить каждое три раза".
Итак, Иоганн Штраус хоть и уступил честь дирижировать в высшей степени успешной хоральной премьерой "Новой Вены", насладился триумфом при дирижировании оркестровой версией вальса. Николаус Думба, адресат посвящения и один из самых верных спонсоров всю жизнь гордился вальсом и однажды услышал, как его интродукция и темы 1А и 1В вошли в вечность благодаря посмертно поставленной оперетте Иоганна Штрауса "Венская кровь" (1899). Четверть века спустя мелодии интродукции и вальсов 1А, 4А и 4В были вставлены Леонидом Массином и Роже Дезормьером в партитуру их стилизованного балета "Голубой Дунай"".

И снова Питер Кемп, другая аннотация:
"Всего через год после премьеры вокального шедевра Иоганна Штрауса, вальса "Вино, женщины и песни!" (соч. 333), Венское мужское хоровое общество представило премьеру нового вальса для мужского хора с оркестром, сочинённого королём вальсов специально для Общества. Эта работа называлась "Новая Вена", и её текст, написанный собственным поэтом Общества Иосифом Вайлем (182-95) (который раньше уже создавал стихи на Штраусовы "Прекрасный голубой Дунай" (соч. 314), польку "Радость певца" (соч. 328) и вальс "Вино женщины и песни"), высмеивал разные злободневные вещи. Насмешливый тон был заложен уже в интродукцию: "Комиссия по расширению города/Нырнула глубоко в наши карманы/И как феникс из пепла/Новая Вена выросла для нас в качестве компенсации". Строчки Вайля летописуют, среди прочих тем, проблему больших работ по перестройке Вены, которые потребовали сноса древних бастионов внутреннего города; трамваев ("Лошади бегают туда и сюда/Их повозки редко пустуют/Но те, кто покупает трамваи [акции],/Рвут на себе волосы"); биржевых спекуляций, инфляции, женской эмансипации ("Если женские волосы были чёрными, как уголь,/Целых двадцать лет,/Внезапно она обнаруживает,/Что красиво быть блондинкой") и отсутствие туристов ("И нам не хватает/В этом мире/Всего лишь множества гостей,/Которые дают нам самое лучшее,/Чего нам не хватает,/А именно - деньги!").
Иоганн Штраус отсутствовал на премьере тематического вальса "Новая Вена", потому что уже был приглашён выступать на балу у князя Константина Гогенлоэ-Шиллингсфюрста, первого министра королевского двора. За него Венским мужским хоровым обществом и оркестром полка барона Гесса  на премьере новой работы в Обществе весёлым карнавальным "вечером дураков" (13 февраля 1870 г.) дирижировал молодой Эдуард Кремзер (1838-1914), который с октября стал хормейстером Общества вместе с Рудольфом Вайнвурмом. Вальс немедленно обрёл популярность, хотя не один гость чувствовал неудовольствие, которое выразил журналист "Нового венского ежедневника" 15 февраля 1870 г.: "Упоительные мелодии терялись в диком неистовстве" шумного собрания. "Новый иностранный листок" от того же дня рисовал картину: "Едва утихли бурные аплодисменты, как последовал свежайший вальс Иоганна Штрауса - "Новая Вена". Мы знаем, какое возбуждение охватывает венцев перед такими событиями. Когда началась интродукция, стояла почти бездыханная тишина, но едва вступление закончилось, и эмоции прорвались, а потом нарастали от вальса к вальсу".
Около полуночи, в самый разгар праздника в зале "Дианабад", Кремзер и руководители Венского мужского хорового общества показали сюрприз: самого Иоганна Штрауса! Под мощные аплодисменты любимец публики поднялся на сцену и, получив скрипку, сразу же повёл исполнение вальса "У прекрасного голубого Дуная". Но это был "вечер дураков", и после финального аккорда "Штраус" внезапно скинул очень похожую на лицо маску, под которой оказался вовсе не король вальсов, а актёр Фридхайм!"


назад