Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Ночь в Венеции"
"Eine Nacht in Venedig", Quadrille
mp3, 64 кбит/с, 2,76 Мб, 6:09
Комментарий
Питер Кемп:
"Иоганн Штраус работал над подготовкой партитуры оперетты "Ночь в Венеции" довольно долго. Сотрудничая с успешными либреттистами Фридрихом Целлем (1829-95) и Рихардом Жене (1823-95), он начал сочинение сразу после весьма успешной премьеры оперетты (написанной с ними же) "Весёлая война", которая впервые прошла в еатре "Ан дер Вин" 25 ноября 1881 г. Сюжет новой работы для сцены выбрала жена композитора Анжелика, которая также сделала местом действия Венецию. Но пока 56-летний муж отдавался написанию нот к "её" оперетте, Анжелика отдавалась 29-летнему режиссёру театра "Ан дер Вин" Францу Штайнеру. Когда "Лили", наконец, бросила Штрауса в сентябре 1882 г. и поселилась со Штайнером при театре, композитор понятным образом постановил, что премьера новой оперетты должна проходить в другом месте. Поэтому премьера "Ночи в Венеции" прошла в свежеотделанном фридрих-вильгельмштадтском театре в Берлине 3 октября 1883 г. Ясная отрицательная реакция прессы и публики привела к спешному пеерсмотру партитуры и либретто до первой венской постановки работы всего через 6 дней - 9 октября 1883 г. - в театре "Ан дер Вин". Во втором случае оперетта и сильный состав: Александр Джирарди (Карамелло), Феликс Швайгхофер (Паппакода) и Йозеф Йозефи (герцог Урбино) вызвали сенсационный приём. Среди немногих, кому не понравилось, был журнал "Ганс Ёргель" (№41, 1883), который сделал интересное замечание: "Венский композитор, ставший известным благодаря щедрости венцев, недавно предпочёл брать для оперетт иностранный материал, а после этого пытается усердно, но безрезультатно приспособить музыку к тому, что ему чуждо. Он теряет венцев, и недостаток уважения к родному городу возвращается к нему самому. Чем дальше он уклоняется от венского, тем слабее его успехи".
Возможно потому, что "оперетта Лили" оказалась для него болезненной, Иоганн аранжировал только 6 оркестровых номеров из богатого мелодического запаса партитуры "Ночи в Венеции": несомненно, он мог бы сделать и больше. Последняя из этих пьесок, кадриль, берёт слушателя в длинный тур по музыкальным изюминкам I и II акта. Материал, цитируемый в 6 фигурах, или секциях, взят из следующих мест:

"Панталоны" - выход Карамелло в I акте (№4): "Hoch Caramello, die seltene Perl!" ("Да здравствует Карамелло, редкая жемчужина!"), там же "Er liebt die schönen Frau'n" ("Он любит дам красивых"), квартет в I акте (№6) в исполнении Аннины: "Wenn ihr Männer intriguirt habt" ("Если бы ваши мужья интриговали")
"Лето" - выход Карамелло в I акте, оркестровое сопровождение к хору "Evviva Caramello" ("Да здравствует Карамелло"); дуэт Аннины и герцога Урбино во II акте (№10), часть Piú vivo: "Von der guten Barbara" ("От доброй Барбары").
"Курица" - выход Карамелло в I акте, секция аллегретто "Eine neue Tarantelle" ("Новую тарантеллу")
"Трени" - вступление ко II акту (№8), хор женщин: "Nur ungeniert hereinspaziert!" ("Вошли, только непринуждённо!"), в том же акте ансамбль и куплеты (№11), хор "il vino ed anche il café" ("Вино, а также кофе")
"Пастушка" - вступление к I акту (№1), оркестровый аккомпанемент к хору рыбачек: "Peschi, peschi freschi!" ("Рыба, свежая рыба"); в том же акте дуэттино (№3) Чиболетты и Паппакоды, партия Чиболетты на слова "da sorg' ich mich nicht d'rum" ("Об этом я не беспокоюсь"); финал II акта (№13) оркестровое сопровождение к ансамблевой секции (Карамелло) на слова: "Ach! Zeuge und Beistand mir zu sein" ("Ах, средства и помощь для меня").
"Финал" - финал II акта, Аннина и Чиболетта, а потом хор: "Seinem Auf untertan"; ансамбль и куплеты Карамелло (№11): "Man steckt ein".

Приведённый анализ базируется на изначальном варианте "Ночи в Венеции", как она была опубликована в полном издании Иоганна Штрауса в Вене, в 1970 г.
 
Первое исполнении кадрили "Ночь в Венеции" прошло под управлением Эдуарда Штрауса на придворном балу в императорском дворце Хофбург 4 февраля 1884 г. Для танцевальной музыки были наняты два музыкальных коллектива: Эдуард со Штраус-оркестром в великолепных красных мундирах играли в Церемониальном зале, а в Редутензале был военный оркестр 84-го пехотного полка. В публичной программе Штраус-оркестра кадриль появилась на концерте 17 февраля 1884 г., когда Эдуард представил её как завершающую вещь воскресного послеполуденного выступления в Музикферайне.


назад