Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Миртовые цветки"
Myrthenblueten, Walzer
Миди, фортепианное переложение, 47 кб, 8:42, создан Б.С.Ленгтоном. Скачан с сайта Пьера Швоба, ввиду пропажи файла при реорганизации указанного архива, публикую миди в архиве на своём сервере.
mp3, 32 кбит/c, 2,14 Мб, 9:44
Комментарий
Впервые короткий отрывок из вальса я услышал по телевизору в новостной программе, в сюжете о предновогоднем концерте. Номерами концерта дирижировал... маэстро Владимир Федосеев, что было для меня новостью: я даже не предполагал, что в репертуар маэстро Федосеева может входить "несерьёзный" Штраус.

Вальс по времени создания может быть назван "послеполуденным", отсюда же и его характер: Штраус очень умело использовал наработанные ритмические рисунки, под ещё неопробованные гармонические ходы, чтобы получился вальс: новый, но со знакомым "клеймом мастера".

Питер Кемп:
""Миртовые цветки", один из любимейших из всех вальсов Иоганна Штрауса, были написаны для свадьбы бельгийской принцессы Стефании и кронпринца Австрии Рудольфа 10 мая 1881. Работа, посвящённая королевской паре, задумывалась как хоровой вальс для Венского мужского певческого объединения, который впервые исполнил его под названием "Миртовые букеты" на открытом празднике в венском Пратере 8 мая 1881 г. в сопровождении оркестра пехотного полка Людвига IV великого герцога Гессенского под управлением композитора. Вальс вызвал ликование двадцатитысячной толпы, и "Новая Свободная Пресса" описывала: "Это выглядело как попытка убийства аплодисментами, защищаясь от которой композитор и певцы спешно начали новый вальс во второй раз к радости наслаждавшихся слушателей". К сожалению, новобрачные и сам австрийский император не смогли добраться до сцены, так как огромная толпа заблокировала главную дорогу через Пратер".

И он же подробнее:
"8 марта 1880 г. императорский двор в Вене объявил, что сын императора кронпринц Рудольф (1858-89) помолвлен в Брюсселе с принцессой Стефанией (1864-1945), второй дочерью правящего бельгийского короля Леопольда II. Свадьбы должна была состояться в Вене 10 мая следующего года, и муниципальный совет, не теряя времени, нанял Иоганна Штрауса для сочинения музыки к праздничному представлению, которое должно было пройти по случаю свадьбы. Отложив работу над опереттой "Кружевной платок королевы" (премьера состоялась в венском театре "Ан дер Вин" 1 октября 1880 г.), Штраус стал набрасывать объёмное произведение. Впрочем, после того, как он наметил в черновике 11 вещей, отцы города отменили план большого представления и предоставили братьям Иоганну и Эдуарду Штраусу свободу действий в сочинениях, которым они хотели бы почтить августейшую чету, и в мероприятиях, на которых они хотели бы выступить. Поэтому Иоганн принял приглашение от Венского мужского хорового общества и по двойному заказу создал вальс для мужского хора с оркестром, который сначала назвал "Миртовыми букетами", а позже переименовал в миртовые цветки. Работа является одним из самых красивых произведений Иоганна Штрауса в размере трёх четвертей, и для неё существует текст Августа Зойфферта (1844-1904), который ранее уже писал стихи к хоровой польке Штрауса "Прогулка молодых людей" (соч. 389). Текст Зойфферта к "Миртовым цветкам" передавал импрессионистские картины природы через времена года, с заключительными строчками к 17-летней невесте: "Ваша новая Родина/Приветствует Вас ныне сердцем и рукой/Бельгийское королевское дитя!/Северный бутон розы/Юг приветствует Вас/С горячей любовью!"
Генеральная репетиция нового вальса прошла 6 мая 1881 г. в здании "Музикферайна", когда композитор дирижировал Венским мужским хоровым объединением с аккомпанирующим оркестром. В сообщении о репетиции говорилось: "Певцы встретили появившегося маэстро воодушевлёнными аплодисментами, которые были ещё сильнее по окончании номера. В новейшем сочинении Штрауса пульсирует настоящая венская кровь". Публичная премьера "Миротвых цветков" последовала 8 мая на празднике в венском Пратере, где композитор дирижировал оркестром пехотного полка Людвига IV великого герцого Гессенского. 20-тысячная толпа, собравшаяся вокруг Рустеншахской аллеи, встретила вальс ликованием, и это описал, в дополнение к остальным, репортёр из "Новой свободной прессы" (9 мая 1881 г.): "И затем, когда маэстро Иоганн Штраус появился на дирижёрском подиуме, который был украшен ветками, начался нескончаемый рёв, выкрики "ура!" и махание шляпами и платками!  Вся эта толпа может засвидетельствовать, что правильное, общепринятое публичное мероприятие в Вене немыслимо без вальса Штрауса. А новый вальс? Он скоро не будет новым, потому что через несколько дней все в Вене и за окрестностями города будут напевать эти сладкие чувствительные мелодии. "Миртовые букеты" это и вправду букет благоухающих мелодий, не таких, как захватывающие и легко исполняемые в "Прекрасном голубом Дунае", но нежные и звенящие. Два музыкальных произведения тяготеют друг у другу, как лоза и шампанское.  Ураган аплодисментов потряс атмосферу после первого исполнения вальса, выглядело как попытка убийства аплодисментами, защищаясь от которой композитор и певцы спешно начали новый вальс во второй раз к радости наслаждавшихся слушателей". Через несколько дней Иоганну Штраусу пришло благодарственное письмо от мэра Вены, к которому прилагалось две специально выбитые медали по поводу свадьбы кронпринца Рудольфа; при этом ничего не говорилось об отсутствии молодой пары при первом исполнении. Они с императором не смогли добраться до места, потому что огромная толпа зрителей заблокировала главную дорогу через Пратер.
Венское мужское хоровое объединение повторило "Миртовые цветки" на "Летней песенной программе" в развлекательном заведении "Новый мир" в Хитцинге 14 июля 1881 г., на этот раз в сопровождении Штраус-оркестра под управлением Иоганна. Примечательно, что после этого исполнения Ассоциация исполнила эту прекрасную вещь только после Первой Мировой войны".


назад