Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Адские крики Мефистофеля"
Mephistos Höllenrufe, Walzer
mp3, 32 кбит/с, 1,88 Мб, 8:13
Комментарий
Питер Кемп.
"Адские крики Мефистофеля" это памятное название, которое Иоганн Штраус дал вальсу, сочинённому осенью 1851 года для "Большого променад-фестиваля с фейерверками и музыкой". Гуляние состоялось 12 октября 1851 года в Фольксгартене, оно носило название "Путешествие в огненное озеро". (Это цитата из Откровения 20:10: "А диавол [в средневековой демонологии - Мефистофель], прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков".)
Вальс "Адские крики Мефистофеля", написаный специально для этого фестиваля, сочетал элементы старой венской танцевальной музыки с тем новым пылом, который Штраус изобрёл для дальнейшего развития вальсов. Такое академическое наблюдение, впрочем, ускользнуло от внимания критиков. Репортёр из "Венской всеобщей театральной газеты" от 14 октября 1851 года просто отмечал, что работа "получила такой восхищённый приём, что её эффектные и оригинальные мелодии с блестящей оркестровкой трижды повторялись на бис". В частности, яркой и полностью подходящей к зловещему названию была интродукция и вальс 2А - изысканная, восходящая мелодия внезапно прерывается и сменяется мрачным хроматическим нисходящим пассажем. Интересно, что несколько вальсовых тем (1С, 2А, 3А, 3В, 4А, 4В, 5А и 5В) из "Адских криков Мефистофеля" очень близки к одной из самых первых  нотных записных книжек Штрауса (сейчас хранящейся в  хоктонской библиотеке Гарвардского университета) и были написаны, вероятно, в течение первой половины 1851 года.
Иоганн Штраус исполнял "Адские крики Мефистофеля" на разных событиях венского карнавала-1852, а 5 февраля того года вальс вышел в издательстве Карла Хаслингера в обычных переложениях для фортепиано, фортепиано со скрипкой и полного оркестра. Подмечая "превосходную фортепианную аранжжировку", "Новая венская музыкальная газета" от 12 февраля 1852 г. предположила, что новую работу "многие преданные поклонники сочинений Штрауса примут обязательно". После этого работа редактировалась и переиздавалась много раз, а её интродукция позже легла в партитура составного балета Антала Дорати "Выпускной бал" (1940), где её можно полностью услышать в начале танца №4, "Мальчик-барабанщик" (Аллегро в духе марша).

Внимание! На сборнике "Иоганн Штраус: "Голубой Дунай" из серии "Элитная классика, венская лёгкая музыка, том 3" этот вальс ошибочно записан под именем "Песен любви".


назад