Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Марш "Матадор"
Matador-Marsch
mp3, 64 кбит/с, 1,51 Мб 3:30
Комментарий
Питер Кемп:
""Кружевной платок королевы" не относится к самым успешным из 15 оперетт Иоганна Штрауса, но композитор создал для неё такое огромное количество чудесной музыки, что в номере "Ди Прессе" от 2 октября 1880 г. критик Эдуард Ханслик не мог не признать, что "он [Штраус] может легко составить из неё другую оперетту".
После премьеры "Кружевного платка королевы" в венском театре "Ан дер Вин" 1 октября 1880 г. Иоганн сделал уже привычное: составил из самых красивых мелодий оперетты несколько номеров для оркестра. Партитура "Кружевного платка" сразу же принесла пять подобных пьес, среди них один из любимых вальсов композитора: "Розы юга"*  (соч. 388). Эти танцы неизбежно покорили публику в бальных залах и концертных заведениях Вены, где их играли как гражданские, так и военные оркестры.
К 1883 году "Кружевной платок королевы" уже давно не ставился в венских театрах, которые показывали следующую вещь Штрауса: "Весёлую войну" (1881); из неё Штраус создал десять танцев и маршей. И довольно странно, что тогда издатель Штрауса Август Кранц решил выпустить шестое произведение из мелодий "Кружевного платка королевы". Среди переплетяющихся событий этой оперетты, сюжет которой развивается в Лиссабоне 1580 г., и бой быков, и фигуры пикадоров, бандерильеро, эспадо и тореро. Но где бой быков, там и матадор, поэтому на запоздавшей публикации от Кранца стоит название: "Марш "Матадор"". Работа родилась из эффектного марша (№18 в напечатанном клавире), который предвещает корриду в III акте; критики после премьеры так её хвалили, что одна из мелодий стала  первой в трио-секции сочинения №406. Другие мелодии марша "Матадор" соответствуют клавиру следующим образом:

Тема 1А - интродукция к I акту (№1), часть "аллегро кон брио"

Тема 1В - сцена во II акте (№9), часть "поко пью моссо"

Тема 2В - финал I акта (№6) часть "аллегретто грациозо"

NB: та же мелодия звучит как тема 2В в польке Иоганна "Быстрый в танцах и любви" (соч. 393)

Из рекламы издателя явствует, что "Матадор" продавался только в виде фортепианного переложения. Точно не известно, делал ли сам композитор оркестровую аранжировку, но установлено, что Штраус-оркестр этой вещи никогда не исполнял. Не осталось и оркестровой партитуры и в той части архива Штраус-оркестра, которая уцелела после 1907 г., когда Эдуард Штраус решил сжечь архив. Но всё же в Вене нашлось кое-что интересное по данной теме: в Городской и земельной библиотеке хранится рукопись под заголовком: "Марш перед куплетом/акт III", который немного отличается от фортепианного переложения; а в архиве Обществе друзей музыки есть партитура марша "Матадор" для камерного оркестра".

 
*О, да!


назад