Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Французская полька "Процессия в масках"
Maskenzug, Polka française
mp3, 64 кбит/с, 1,07 Мб, 2:23
Комментарий
Питер Кемп:
"25 ноября 1860 г. у венцев было сразу две возможности услышать Штраус-оркестр, исполняющий новую польку "Процессия в масках" под личным управлением композитора, Иоганна Штрауса. Это было в двух разных местах: после полудня новая работа прозвучала в программе, каковую газета "Фремден-Блатт" от 21 ноября объявила следующим образом: "Концерт Иоганна Штрауса, который впервые по приезде из Санкт-Петербурга будет дирижировать, сменяясь с Иосифом Штраусом". Далее газета открыла, что представление будет содержать "программу музыкальных произведений, которые прозвучат на концертах этого сезона вплоть до карнавала[-1861]". Также вечером 25 ноября 1860 г. гости маскарадного бала на день Св. Екатерины в элегантном бальном пространстве Редутензала императорского дворца Хофбург могли насладиться полькой "Процессия в масках". Это произошло, когда во время маскарада искушённый в коммерции издатель Штрауса Карл Хаслингер организовал процессию масок из венских скульпторов, жиивописцев и архитекторов с друзьями - возможно, актёрами и музыкантами, для чего участники веселья явились в причудливых костюмах. Согласно Ойгену Айзерле, репортёру "Цвишенакта" (номер от 27 ноября того года): "Процессия, выйдя из чайного салона, прошла большой и малый залы под музыку польки Иоганна Штрауса "Процессия в масках" и затем встала для кадрили в большом зале".
На самом деле, полька "Процессия в масках" была сочинена вовсе не для бала в Редутензале, а для российской публики, от которой он незадолго до того вернулся в Вену. Совсем под другим именем танцевальное сочинение прозвучало в павловском вокзальном павильоне, где её премьера (вместе с премьерой польки-мазурки "Сказочный цветок", соч. 241) состоялась на прощальном бенефисе Иоганна 14 октября 1860 г. (2 октября по российскому календарю). Рукописная программа для этого события показывает, что работа сначала называлась "Трот" ("Рысь", в смысле, аллюр) и посвящалась "Кирасирскому полку Его Императорского Величества [Александра II]". Под этим же названием печатный дом А. Бюттнера выпустил российское издание работы, но, поскольку восторженная павловская публика привыкла притопывать ногами ей в ритм,  она получила местное название "трапп-польки" ("топающей польки").
В Вене Карл Хаслингер с гордостью оставил название "Процессия в масках", когда выпустил польку 13 января 1861 г. Правда, через шесть с небольшим лет работа прошла ещё одно перевоплощение, когда Штраус дирижировал ею перед лондонской публикой (в первый раз - 26 сентября 1867 г.) на сезоне променад-концертов в Королевском доме итальянской оперы в Ковент-гардене. "Обозреватель" от 29 сентября 1867 г. отмечал: "Несколько танцев герра Штрауса, включая вальс "Утренние листки", и новая полька "La Dansante" ("Танцовщица"), принесли многочисленной публике полнейшее удовлетворение". Другая газета, "Эра", от 29 октября того же года, также обратила внимание на "Танцовщицу", заметив, что она "получила неизменно бурную овацию и, конечно, прозвучала на бис"".


назад