Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Мария"
Marien-Quadrille
mp3, 64 кбит/с, 2,63 Мб, 5:51
Комментарий
Питер Кемп:
"Не будучи совсем здоровым, 22-летний Иоганн Штраус-младший поздней осенью 1847 г. отправился в большое концертное турне с оркестром из трёх десятков музыкантов. Из их паспортов прояснялся шестимесячный план поездки в Прессбург (как тогда называлась Братислава), а также в Венгрию и Константинополь. (Правда, последний пункт остался невыполненным.) Из Вены компания поехала на юго-восток через Прессбург, Пешт, Темешвар (Тимишоару), Нойзац (Нови-Сад), Землин (Земун), Панчево, Белград, Лугош (Лугож), Клаузенбург (Клуж), Германнштадт (Сибиу) и Кронштадт (Брашов) в Бухарест, где дала несколько крайне успешных концертов. Во время турне Иоганн Штраус создал две кадрили из румынских народных мелодий: "Марию" и "Аннику" (соч. 53). Бухарестская газета "Нойер Вег" в номере от 17 августа 1968 г. (№5999) напечатала статью Александра Хуммеля о происхождении кадрили "Мария", которая появилась примерно на стыке 1847 и 1848 гг.: "В Бухаресте он [Иоганн Штраус] подружился с писателем и музыкальным критиком Николае Филимоном, писателем, музыкантом и собирателем фольклора Антоном Панном и [румынским писателем] Цезарем Болиаком, благодаря которым познакомился со многими румынскими народными певцами и их песнями. Результатом этих встреч стало сочинение №51, сюита, которую он назвал кадрилью "Мария" (из румынских мелодий)".
22 декабря 1847 г. венская газета "Ди Гегенварт" сообщала: "Герр Штраус-сын во время этого карнавала даст возможность прекрасным дамам и элегантным кавалерам Бухареста потанцевать под его скрипку. Дела у него там идут великолепно". Штраус дирижировал премьерой кадрили "Мария" на одном из трёх первых концертов в Бухаресте. Они проходили в Театральном зале 31 декабря 1847 г. (19 декабря по юлианскому календарю), 2 января 1848 г. (21 декабря 1847 г.) и 4 января 1848 г. (23 декабря 1847 г.) Также вполне возможно, что "дофин вальсов" (как "Дер Вандерер" назвал Штрауса в номере от 28 декабря 1848 г.) ещё раз играл произведение на прощальном концерте в Бухаресте 6 января 1848 г. в зале Момоло. На этом выступлении венский музикдиректор блистал формой дирижёра 2-го полка венских граждан, которая, по словам Цезаря Болиака, состояла из длиннополой синей куртки-"туники" с золотыми позументами и красных брюк.
Иоганн Штраус посвятил кадриль "Мария" княгине Марии Бибеску (урождённой Вакареску, ?-1859), второй жене князя Георгия Димитрия Бибеску (1804-73), господаря валашского. Происходившая из одной из старейших аристократических семей Валахии княгиня Мария была образованной, целеустремлённой, а также весьма привлекательной женщиной, к тому же покровительницей музыки и других искусств. В 1843 г. она развелась с первым мужем Косташем Гикой, младшим братом князя Григория Гики и князя Александра Гики, которые правили Валахией в первой половине XIX века. Когда Европейская революция разразилась и в Валахии (14 июня 1848), князю Бибеску пришлось отречься от престола и с женой бежать из страны. В изгнании они с двумя дочерьми: Марией и Еленой жили во Франции, где княгиня Мария скончалась от рака в 1859 г.
И князь Георгий, и княгиня Мария были на концертах Штрауса в Театерзале, а значит, присутствовали и на премьере кадрили "Мария". "Букурештер Дойче Цайтунг" ("Бухарестская немецкая газета") в номере от 10 января 1848 г. (29 декабря 1847 г.) поместила сводный обзор концертов: "Среди прочих новых сочинений молодого маэстро мы слышали кадриль, посвящённую её высочеству княгине, с искусно переплетёнными валашскими народными мелодиями, что вызвало бурные аплодисменты. Как и другие вещи, вся публика потребовала её на бис". Новости о кадрили "Мария" достигли и венской прессы, и 22 февраля 1848 г. "Винер цайтунг" сообщала: "Штраус-сын уже несколько раз выступил при тамошнем дворе [в Бухаресте] и по просьбе княгини сочинил в её честь кадриль из валашских мелодий". Также за десять дней до этой публикации "Венская всеобщая театральная газета" сообщала: "Княгиня приняла кадриль-посвящение, которрая произвела сенсацию [в Бухаресте]". (Штраус снова приехал в Бухарест с оркестром в февраля 1848 г. после выступлений в далёких Яссах, Белграде и Загребе.
Неясно, брал ли Штраус мелодии для кадрили "Мария" из валашской музыки, румынской или обеих. Уточнить это можно новыми исследованиями, но здесь возникает трудность: в 1859 г. Валахия и Молдавия объединились в Румынию.
Первое издание фортепианного переложения появилось 2 июня 1848 г. у Х. Ф. Мюллера, венского издателя Иоганна. Позже появилось объявление, что у издателя есть и "точные копии" партитуры кадрили. Видимо, ноты для оркеста не сохранились, по крайней мере, не обнаружены, поэтому современная оркестровка сделана на основе фортепианных нот".


назад